Транспортные и лечебные шины

Виды стандартных шин, применяемых для транспортной иммобилизации

Транспортная иммобилизация или обездвиживание конечностей при переломах костей осуществляется с помощью стандартных (специальных) шин — сюда относят стандартные шины (Крамера, Дитерихса, Томаса — Виноградова, Еланского и др.). Даже в ситуации катастроф транспортную иммобилизацию желательно осуществлять с использованием табельных средств: стандартных транспортных шин, специально сконструированных и приспособленных для полноценной иммобилизации того или иного сегмента (рис. 55).

Рис. 55. Стандартные транспортные шины:

а) лестничная шина; б) лубковая шина; в) сетчатая шина;

г) шина Дитерихса; д) пневматическая шина.

Рис. 56. Иммобилизация нижней конечности проволочной шиной Крамера при переломе костей голени (а) и шиной Дитерихса при переломе бедренной кости (б).

Лестничные шины (шины Крамера) имеют преимущества и недостатки. Лестничные шины хорошо моделируются. Используя это качество, можно фиксировать конечность в любом положении. Вторым положительным свойством этих шин является универсальность конструкции. С их помощью можно провести иммобилизацию любых сегментов при различных повреждениях.

Недостаток лестничной шины состоит в том, что перед наложением ее необходимо обматывать мягким материалом с целью профилактики пролежней. Поверх мягкого материала желательно обшить шины клеенкой, что позволит производить санитарную обработку бывших в употреблении шин.

Шина Дитерихса – единственная из всего комплекта «Транспортные шины», позволяющая с целью лучшей иммобилизации производить и вытяжение поврежденной ноги. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных планок (наружной и внутренней), подошвы — подстопника и закрутки в виде палочки-шнура (рис. 56).

Прямыми показаниями для наложения шины Дитерихса являются повреждения тазобедренного сустава и бедренной кости. Наложение шины Дитерихса при повреждениях голени не является ошибкой. Однако число таких шин в табельном комплекте ограничено, кроме того, их накладывают на длительное время. В связи с этим при повреждениях голени лучше использовать другие шины.

Существуют различные модификации шин Дитерихса, которые можно с успехом применять при чрезвычайных ситуациях, хотя в стандартный комплект они не входят.

В последние годы широкое применение нашли пневматические и вакуумные шины. Они изготовлены из полимерного материала.

По внешнему виду пневматические шины напоминают двойные контурные повязки с застежкой-молнией. Комплект содержит шины для иммобилизации любого сегмента конечности. Для иммобилизации поврежденную конечность помещают на шину, затем застегивают молнию и накачивают шину воздухом, например, с помощью насоса или баллона со сжатым газом. Недостатком этих шин является то, что они легко повреждаются и утрачивают иммобилизационные свойства. Кроме того, для лучшей иммобилизации шина должна быть как можно больше накачана, а это может привести к сдавлению подлежащих мягких тканей. При открытых повреждениях пневматическая шина может усилить кровотечение из раны, функционируя как венозный жгут.

Все вакуумные устройства имеют одинаковую конструкцию, состоящую из герметичной плёночной оболочки и защитных чехлов. Плёночные оболочки наполнены специальными гранулами, обеспечивающими при откачке воздуха из оболочки, необходимую жёсткость и сохранение формы. В плёночные оболочки вмонтирован клапан, который в открытом (выдвинутом) состоянии обеспечивает возможность откачки воздуха из оболочки, или поступление его в шину для прекращения фиксации, а в закрытом состоянии обеспечивает необходимый уровень герметизации. Защитные чехлы имеют детали крепления (ремни и застёжки), обеспечивающие возможность крепления всего устройства на пострадавшем в оптимальном для каждой ситуации положении. Вакуумный матрац и шина для тазобедренного сустава имеют возможность установки дополнительных рёбер жёсткости, которые целесообразно применять в случае отсутствия носилок при переноске пострадавшего.

Читайте также:  Как победить орз и грипп - советы профессионала

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 160 ; Нарушение авторских прав

Шины при переломах — основные виды

При переломах для безопасной транспортировки пострадавшего используются разные виды шин, но прежде, чем накладывать тот или иной фиксатор, необходимо разобраться, в чём их преимущества и когда лучше использовать ту или иную конструкцию.

Из проволоки

Лестничная шина Крамера применяется при переломах рук или ног. Изготавливается она из проволоки и напоминает по своему строению лестницу. В случае закрытого перелома накладывать такую конструкцию можно непосредственно на одежду.

Перед использованием проволочную заготовку нужно обложить ватой, которая закрепляется при помощи бинта. Моделируют и изгибают проволочное полотно по здоровой руке, после чего прикладывают к повреждённой руке, следя при этом чтобы конструкция охватила два сустава, а не только область перелома.

Для фиксации бедренного сустава используют сразу три шины. Одна ложится с внутренней стороны, другая снаружи, а третья под ногу. После того, как вся конструкция будет уложена, её прибинтовывают к конечности при помощи бинта, заполняя свободное пространство внутри ватой или одеждой, чтобы нога не могла свободно перемещаться.

Из дерева

Шина Дитерихса – ещё одна транспортная конструкция, которая была предшественником предыдущей. Состоит она из двух деревянных элементов – доски с просверленными отверстиями и доски, в которую вкручена втулка. Обе части соединяются между собой, что позволяет обеспечить надёжную иммобилизацию повреждённой конечности. Но использовать эту модель можно только в случае перелома ног, для иммобилизации при травмах верхних конечностей она не подходит.

Основными показаниями для использования этого прибора можно считать:

  1. Массовое повреждение мягких тканей.
  2. Ожоги.
  3. Отморожения.
  4. Синдром длительного сдавления.
  5. Повреждения кровеносных сосудов.
  6. Повреждения нервных стволов.
  7. Повреждения костей.
  8. Повреждения суставов.

При этом используемые шины должны обеспечить надёжную фиксацию в физиологически выгодном положении и в то же время быть простыми в применении, чтобы наложение их не сказалось на общем состоянии пациента и на занимало длительный период времени.

Пневматические

Медицинская пневматическая шина – герметичная камера, внутрь которой помещается повреждённая конечность, вокруг которой происходит подача воздуха. Различают три типа устройства. Первое предназначено для кистей и предплечий. Второе — для стопы и голени, а третье — для бедра и коленного сустава.

Используются эти предметы не только при явном переломе, который можно определить по имеющимся симптомам, но и при подозрении на перелом, при повреждении крупных и мелких суставов, при травмировании мягких тканей с большими отёками и гематомами. Применять пневматические шины могут не только врачи «Скорой помощи», но и сотрудники спортивных комплексов, МЧС, служб медицины катастроф. При этом в момент наложения риск получить дополнительную травму минимален, а полученная иммобилизация оказывается надёжной и длительной, что позволяет перевозить пострадавшего на дальние расстояния.

К тому же, чтобы сделать рентген, такой фиксатор совсем не обязательно снимать, в отличие от двух предыдущих моделей, так как рентгеновские лучи совершенно свободно проходят сквозь материал. И, наконец, одежда и обувь не мешают применению такого метода фиксации.

Масса устройства не превышает 3 кг. Эксплуатироваться может при температуре от -20 до +50 градусов. Надуть же можно только до определённых пределов, который составляет 50 мм рт. ст.

Читайте также:  Мотилиум - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 10 мг и для рассасыва

Вакуумные

Транспортные вакуумные шины предназначены не только для иммобилизации конечностей при переломах, но и для фиксации рук и ног при подозрении на травму, при повреждениях суставов, при массивных кровотечениях. Основное предназначение – возможность надёжной фиксации повреждённой части тела перед транспортировкой пострадавшего с места получения травмы до больницы.

Данная конструкция настолько проста, что использовать её можно не только для оказания первой медицинской помощи, но и для самопомощи и взаимопомощи. Применять данную конструкцию можно не только у взрослых, но и у детей.

Храниться и эксплуатироваться вакуумные конструкции могут при температуре от -20 до +50 градусов. Их масса составляет от полукилограмма до полутора килограмм, в зависимости от назначения. При этом для проведения рентгенографии совсем не обязательно её снимать.

Десмургия

Десмургия (от греч. δεσμός – повязка и έργον – дело) – раздел медицины, посвященный правилам наложения повязок.

В зависимости от применяемого материала повязки делят на мягкие (бинтовые, безбинтовые, упрощенные, клеевые) и твердые (декстрогенные, крахмальные, гипсовые).

К безбинтовым повязкам относятся лейкопластырные, косыночные, клеевые, Т-образные, пращевидные, а также повязки с пленкообразующими веществами.

Лейкопластырная повязка применяется при небольших ранах, для сближения краев гранулирующих ран, при переломе ребер, после вправления пупочной грыжи. Пластырь накладывают липкой стороной непосредственно на небольшие раны после их обработки спиртовым раствором йода или поверх перевязочного материала полосками различной формы. Полоски должны захватывать участки кожи в окружности перевязочного материала.

Косынкой называется треугольный кусок материи или платок, сложенный по диагонали. Наиболее удобна перевязь для фиксирования руки. Середину косынки кладут под согнутое под прямым углом предплечье, один конец идет между туловищем и рукой, другой – поверх руки. Концы завязывают на шее. В качестве импровизированной косыночной повязки можно применить полоску материи, полотенце, полу пиджака.

Пращевидная повязка – полоска бинта или материи, оба конца которой надрезаны продольно. Она чаще применяется на лице, подбородке, затылке и темени.

Т-образная повязка – полоска материи или бинта, к середине которой пришита или через нее перекинута другая полоска. Горизонтальная часть фиксируется вокруг талии, а вертикальная проходит через промежность и завязывается или прикрепляется булавками к первой полоске.

Бинтовые повязки наиболее физиологичны, оказывают равномерное давление на поврежденные ткани. Пострадавшая часть тела должна находиться в удобном, физиологическом положении, быть неподвижной и доступной для бинтующего. Нога выпрямлена, стопа находится под прямым углом, рука согнута в локте, плечо в небольшом отведении от туловища, пальцы в легком сгибании с противопоставлением первого и пятого пальцев. При бинтовании области таза, живота и бедра лучше использовать специальные подставки или раздвижные столы.

Бинтующий должен постоянно следить за состоянием пострадавшего. Бинтование ведут снизу вверх, слева направо, т.е. по часовой стрелке. Правой рукой раскручивая бинт, левой рукой удерживают и расправляют его ходы.

Каждый оборот бинта должен прикрывать предыдущий наполовину или на 2/3 его ширины. Закрепляют конец бинта на стороне, противоположной ране, разрезав его по длине и обвязав вокруг забинтованной части. При бинтовании пользуются следующими видами бинтовых повязок: круговой (циркулярной), спиральной, ползучей, крестообразной или восьмиобразной, колосовидной и черепашьей.

Читайте также:  Отхаркивающие лекарственные средства - отхаркивающие средства - лист мать-и-мачехи, ликорина гидрохл

Иммобилизация

Иммобилизация (от лат. immobilis – неподвижный) – придание неподвижности определенной части тела человека при различных повреждениях.

Различают следующие виды транспортной иммобилизации.

  • • примитивная иммобилизация, когда используются здоровые участки тела самого пострадавшего. Например, при повреждении ноги ее прибинтовывают к другой, здоровой ноге. Поврежденную руку прибинтовывают к туловищу;
  • • иммобилизация подручными средствами. В качестве таких средств можно использовать палку, кусок доски и т.д.;
  • • иммобилизация транспортными шинами, заранее приготовленными заводским путем.

Транспортные шины делятся на две группы – фиксационные и дистракционные.

Фиксационные шины. С помощью этих шин создается неподвижность поврежденного участка тела. Известно несколько видов фиксационных шин. Лестничная шина (Крамера) изготовлена из мягкой проволоки. Этой шине можно придать любую форму, необходимую для иммобилизации того или иного участка тела. Сетчатая шина (Фильберга) представляет собой сетку, изготовленную из мягкой проволоки. Легко сворачивается в рулон. Применяется в основном для иммобилизации предплечья, кисти и стопы. Фанерные шины изготовляются чаще всего в виде желоба, они удобны для иммобилизации предплечья и голени.

Дистракционные шины. Из этой группы шин наибольшее распространение получила шина Дитерихса, которая состоит из четырех частей: подошвенной, наружной (большого размера), внутренней и палочки-закрутки со шнурком. Применяется при повреждениях нижней конечности и тазобедренного сустава.

При наложении транспортных шин необходимо соблюдать следующие правила:

  • • помимо зоны повреждения, шина должна фиксировать два соседних сустава;
  • • при иммобилизации не следует производить грубые, резкие манипуляции;
  • • одежду с пострадавшего не снимают;
  • • повязку накладывают только на поврежденный участок;
  • • шину покрывают ватно-марлевыми прокладками (чтобы не травмировать мягкие ткани).

Наложение лестничной шины. Предварительно шину моделируют по профилю того участка тела, на который она будет наложена. Так, при переломе плечевой кости шина должна начинаться от внутреннего края лопатки здоровой стороны, идти вдоль наружной поверхности полусогнутой в локтевом суставе приведенной руки и заканчиваться, несколько выступая за кончики пальцев.

При повреждении предплечья верхним уровнем шины является средняя треть плеча, нижним – кончики пальцев. При повреждении шеи из лестничных шин изготовляют своеобразный шлем: одну изгибают во фронтальной плоскости по контуру головы и обоих надплечий, другую – в сагиттальной плоскости по контуру головы, шеи и спины. Шины связывают между собой, покрывают ватно-марлевыми прокладками и фиксируют к голове и обоим надплечьям.

Поврежденную голень лучше фиксировать с трех сторон: одну шину моделируют по задней поверхности голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по бокам голени (наружная и внутренняя), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более прочной фиксации голеностопного сустава

Наложение шины Дитерихса. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошвенной поверхности стопы. Наружную часть раздвигают и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую пружину в подошвенной части, выступала за нее на 8–10 см. Внутреннюю часть шины подготавливают таким образом, чтобы она упиралась в пах и проходила через металлическую проушину подошвенной части, выступая за нее на 8–10 см.

На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта. Вверху наружную часть шины фиксируют двумя ремнями. С помощью палочки-закрутки осуществляют вытяжение за подошвенную часть шины

Ссылка на основную публикацию
Травматические повреждения языка
У вас что-то новое во рту - куда и с чем идти? Полость рта является началом пищеварительного тракта и включает...
Топ-5 продуктов для молодости и сексуальности
Разновидность эстрогена в таблетках Эстроген принято относить к разновидности стероидных женских половых гормонов, вырабатываемых фолликулярным аппаратом яичников. Однако, некоторая его...
Топирамат цена, Топирамат купить в Москве от 280 руб, инструкция по применению, аналоги, отзывы
ТОПИРАМАТ (TOPIRAMATUM) Фармакологические свойства противоэпилептическое средство группы сульфатзамещенных моносахаридов. Топирамат снижает частоту возникновения потенциалов действия, характерных для нейрона в состоянии...
Травматический шок Первая медицинская помощь
Первая помощь при травматическом шоке Этиология и патогенез травматического шока Шок — критическое состояние, характеризующееся расстройством и угнетением функций жизненно...
Adblock detector