Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция — Психология и право — 2012

Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция 2531

Ремеева А.Ф.
кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Колотова Ю.З.
выпускник факультета Юридической психологии МГППУ

В настоящее время в центре внимания психологической науки находится проблема увеличения числа тревожных детей. Можно дать множество объяснений и найти много причин такому явлению, но по данным многих исследователей, таких как А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, A.M. Прихожан, Д. Боулби [1,3,4,5] наиболее значительным фактором, вызывающим различные изменения и нарушения в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста, продолжают оставаться проблемы семьи, а точнее семейное неблагополуче в разных проявлениях. Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического состояния и развития ребенка, это подчёркивают не только представители психологии, но и медицины, об этом говорил известный психиатр М.И. Буянов [2].

Психологическое самоощущение детей дошкольного возраста из неблагополучных семей характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности и т.д. Затем все эти признаки проявляются в различных сферах – напряженность в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

Проблемами, связанными с особенностями эмоциональной сферы детей, занимались многие психологи, однако именно детским страхам посвящено незначительное количество работ. Одним из самых известных психологов, занимающихся этой проблемой, является А.И. Захаров. В его исследованиях были выявлены особенности страхов у детей дошкольного возраста, но применительно к дошкольникам из неблагополучных детей семей проблема детских страхов исследована недостаточно.

В современном обществе происходит постоянный рост численности неблагополучных семей, что приводит к тому, что дети из таких семей попадают в различные детские учреждений (психолого-медико-педагогические службы, кризисные центры, приюты, социальные гостиницы и др.). В связи с этим происходит увеличение числа тревожных детей, находящихся в таких учреждениях. Они отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, наличием большого количества страхов. Актуальным становится исследование специфики страхов детей из неблагополучных семей и разработка комплекса психологических мероприятий, нацеленных на коррекцию выявленных эмоциональных нарушений.

Целью нашего исследования стала разработка и апробация психокоррекционной программы, нацеленной на устранение страхов у детей из неблагополучных семей, находящихся в социальном приюте. Мы предположили, что специально разработанная программа коррекции специфических страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей станет эффективным средством нормализации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: беседа, наблюдение, опрос (методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи»), формирующий эксперимент (программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста). Для статистической обработки результатов проведенной диагностики был применен критерий Стьюдента [7].

Исследование проводилось на базе стационарного отделения социального приюта для детей и подростков в городе Радужный, входящий в состав ОГУСО Владимирского комплексного центра социального обслуживания населения и ДОУ детский сад «Рябинушка» города Радужный Владимирской области. Мы выбрали детей из семей, которые составляют группу с явной (открытой) формой неблагополучия – семьи с алкогольно-зависимыми родителями, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Не останавливаясь подробно на первых двух группах, являющихся достаточно общими для большинства отечественных психологов, придерживающихся гуманистических традиций психологической работы, остановимся лишь на тех, которые являются специфическими именно для тревожности и страхов.

Важнейшей характеристикой работы с тревогой является то, что она не носит узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности ребенка.

Как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа, связанная с детскими страхами (включая неадекватное спокойствие), подразумевает пять взаимосвязанных направлений:

1. Психологическое просвещение родителей. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в процессе профилактики страха и его преодолении.

2. Психологическое просвещение воспитателей и педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать страх как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее.

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности и страха у детей.

4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации.

Однако, все эти направления можно реализовать, только если ребёнок воспитывается в семье. А для детей, воспитывающихся в условиях приюта или другого детского учреждения, в котором они проживают, доступна только непосредственная работа с детьми. Она ориентирована на выработку и укрепление уверенности в себе, на снятие эмоциональной напряжённости, на выявление своих способностей и талантов, на выражение своих эмоций и чувств, на помощь и поддержку ребенку со стороны психолога в преодолении ребенком собственных страхов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей должна осуществляться на уровне всех структурных компонентов страха, с ориентацией на «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В коррекционной работе с детьми центральное место должна занимать работа с окружающими ребенка взрослыми, но зачастую для детей из неблагополучных семей такой возможности нет, поэтому в работе с ними коррекционная и другая работа должны проводиться, ориентируясь исключительно на индивидуальные возрастные особенности ребенка; должен осуществляться правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития.

В нашем исследовании мы использовали метод несистематического наблюдения. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. По результатам наблюдения за испытуемыми можно дать следующую характеристику обоим группам детей: дети из благополучных семей по сравнению с детьми из неблагополучных семей ведут себя намного более послушно, быстрее реагируют на замечания относительно дисциплины, на них легче оказывать воздействие, и организовать на занятия, однако дети из неблагополучных семей более самостоятельные. Дети из неблагополучных семей менее открыты по сравнению с детьми из благополучных семей, не сразу идут на контакт, а через какое-то время, как бы присматриваясь к человеку. У большинства этих детей бедный словарный запас, присутствуют дефекты речи. Однако многие дети из неблагополучных семей в отличие от детей из благополучных семей, уже после нескольких занятий проявляют тягу к телесному контакту со взрослым, тянутся к ласке, объятиям, вниманию. Именно уделяемое им внимание часто было мотивацией для выполнения задания, предъявляемого нами. Хотя с некоторыми детьми из группы неблагополучных семей так и не удалось выстроить доверительный контакт, это были дети, к которым родители редко приходят, тем самым можно предположить, что дети боятся, что новые люди в их обществе несут угрозу разлучения их с родителями. Для детей же из благополучных семей такой мотивацией была простая похвала, как в момент выполнения задания, так и обещанная им похвала перед родителями. Различий в двигательной активности между двумя группами детей во время проведения диагностики и занятий не наблюдалось, все дети достаточно подвижные, часто им было сложно сконцентрироваться на заданиях. Эмоциональные реакции, сопровождающие деятельность детей из благополучных семей несколько отличаются от детей из неблагополучных семей, а именно: большинство детей периодически капризничали, злились когда у них что-то не получалось или у других получалось лучше, плакали – как мы предполагаем, этим они восполняли дефицит внимания.

На первом этапе эмпирического исследования проводилась первичная диагностика на каждой выборке по двум методикам выявления детских страхов: проективной методики А.И. Захарова «Мои страхи» и методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой [4].

После проведения методик «Мои страхи» и «Страхи в домиках» проведен анализ полученных результатов с занесением всех данных в таблицы. Приведем сравнительные результаты исследования страхов у дошкольников из благополучных и неблагополучных семей (см. Табл. № 1).

Количественные данные первичной диагностики по методикам

А.И. Захаровой и М. Панфиловой

Дети из благополучных семей (%)

Дети из неблагополучных семей (%)

одиночество (когда остаешься один)

страх потерять маму или папу

боязнь Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ

боязнь машин, поездов, самолетов (страх транспорта)

боязнь волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных)

боязнь неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

страх того, что умрут твои родители

боязнь каких-то людей

боязнь того, что они тебя накажут

страх перед тем как заснуть

боязнь страшных снов

боязнь бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения

страх замкнутого пространства

боязнь больших площадей

боязнь врачей (кроме зубных)

Анализируя полученные данные, мы интересовались в первую очередь страхами, которые занимают первое место у детей. Итак, дети из благополучных семей все без исключения (100%) боятся потерять своих родителей и боятся их смерти. Этому можно дать следующее объяснение: эти дети воспитываются родителями, получают заботу и любовь от них, привязаны к своим родителям. Если отталкиваться от возрастных норм страхов по А.И. Захарову, то у детей в норме этот страх действительно стоит на первом месте, чего нельзя сказать о детях из неблагополучных семей. У них этот страх тоже занимает высокий уровень по нашим данным (80%, 90%), однако были дети, которые проигнорировали этот страх (одна девочка и два мальчика). По данным, предоставленным нам от социального педагога, из «личного дела ребенка», оказалось, что эти дети находятся в приюте, поскольку решается вопрос о лишении их родителей родительских прав. До попадания в приют они проживали у родственников – кто у бабушек и дедушек, кто у дяди с тетей, а родные родители ими не занимались в силу разных обстоятельств. Со временем дети все реже интересуются родителями и свыкаются с мыслью, что приют – это их новый дом. Мы полагаем, что этим и объясняется отношения таких детей к данному страху.

Одиночество (страх остаться одному) – самый главный страх детей из неблагополучных семей (и у мальчиков и у девочек – 100%). Этому есть логическое объяснение: эти дети знакомы с одиночеством, почувствовали его. Они интуитивно чувствуют боль от того, что родитель предпочитает ребенку алкоголь, наркотики, компании незнакомых людей и т.д. и боятся одиночества либо в целом – того, что родители оставят их в приюте, либо в более конкретном смысле (так как родители из-за своей халатности могли оставлять их одних дома). Дети из благополучных семей, как правило, боятся одиночества в прямом смысле (остаться одному дома, например), к такому выводу мы пришли из беседы, сопровождаемой диагностику страхов. Этот страх легко объяснить, т.к. такие дети обычно находятся в окружении близких людей и не остаются без присмотра. Можно сделать вывод, что одиночество в этом возрасте является одним из ведущих страхов у детей дошкольного возраста, не зависимо от любых обстоятельств.

Читайте также:  Аденоиды - Статьи - Доктор Комаровский

Высокие показатели по страху «заразиться» у детей из неблагополучных семей легко объясним, т.к. в период болезни их помещают в изолятор. Сам по себе изолятор внушает много неприятных переживаний ребёнку, т.к. там обычно мало детей, постоянное воздействие врачей, приём разных лекарств и процедур, запрет на игру с другими детьми. Но самая главная причина страха заразиться в то, что родителям этих детей запрещают их забирать домой, хотя дома, зачастую, условиях значительно хуже.

Страх быть наказанным находится в числе самых главных страхов детей из неблагополучных семей. Эти дети все без исключения сильно боятся наказаний, видимо, это связано с тем, что родители ругают и используют физические наказания.

В нашей иерархии рядом со страхом наказания стоит страх боли – это может говорить о том, что эти страхи как-то связаны между собой. Из наказания может вытекать боль. Дети не просто боятся боли, но испытывали ее, поэтому и выбирали часто этот страх (например, один мальчик после вопроса: «Боишься ли ты какой-нибудь боли?» сказал: «Конечно, вот так если сильно бить, то больно конечно будет» и показал, как именно его били.

Девочки из приюта наряду со страхами одиночества и наказания очень сильно боятся различных животных. Если у девочек из детского сада страх сказочных персонажей идет от рассказов взрослых, чтения книг, просмотра сказок, пугания взрослых этими персонажами (обычно в шутку), то у девочек из неблагополучных семей (которым вряд ли хоть кто-нибудь читает или рассказывает сказки, да и вообще занимается ребенком) ближайшими непонятными существами являются животные (огромные собаки, бездомные кошки). Неблагополучные семьи живут не только в антисанитарных условиях, которые сами себе и создают, но их местом жительства, как правило, являются коммунальные квартиры, бараки, частные дома, ставшие притоном для бомжей. А рядом соответственно такие же бездомные, грязные, дикие кошки и собаки.

У мальчиков и девочек из приюта первые места занимают боязнь страшных снов, чудовищ и бандитов. Мы полагаем, что бандиты и чудовища – это зачастую главные герои снов этих детей. Страх страшных снов объясняется неспокойной обстановкой в семье, часто ребенку страшно засыпать. Во сне ребенка происходит отражение обстановки, в которой он находится и тех чувств, которые он переживает, ведь сон это процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным. Исходя из различия выборов этого страха у двух групп детей, можно предполагать, что дети из неблагополучных семей не просто больше боятся появления страшилок во сне, но и чаще подвергаются страшным снам.

Естественно, что на этот страх влияют не только факторы семейного неблагополучия, но и среда, в которой развивается ребенок. Сейчас открытым источником являются СМИ, после просмотра фильмов по телевизору, страшные герои боевиков начинают мерещиться им на каждом шагу, изображаются детьми в их играх. Избыток кровавых фильмов и сцен насилия в них приводит и к кошмарным снам.

Хочется отметить, что боязнь темноты находится у групп (кроме мальчиков из благополучных семей) на одном уровне. Вообще это довольно распространенный детский страх, но видимо мальчики из детского сада стараются хоть в чем-то казаться бесстрашными, смелыми и поэтому многие из них отрицают свой страх темноты.

Интересен тот факт, что девочки из неблагополучных семей боятся сразу многих вещей одновременно и с одинаковой силой. Страх потерять маму или папу, боязнь сказочных персонажей, боязнь темноты, транспорта, пожара, бандитов, боли, уколов, страх умереть, страх того, что умрут твои родители, страх перед тем как заснуть и боязнь страшных снов – все это находится у них на одном уровне. Все это указывает на явное эмоциональное неблагополучие этих детей, что требует вмешательства психолога.

Таким образом, оказалось, что у детей из благополучных семей количество страхов, во-первых, меньше, во-вторых, они носят слабо выраженный характер.

Рассмотрим следующую таблицу.

Средние показатели страхов на одного ребенка

Общее количество страхов

Средний показатель страхов на одного ребенка

Технофобия

Страх перед новинками технического прогресса, боязнь техники. Самая внушительная из всех фобий, связанных с развитием технологий, так как исключает или сводит к минимуму пользование продуктами технического прогресса вообще. И самая старая: технофобия пришла вместе с промышленной революцией еще в XVIII—XIX веках. Сегодня боязнь техники проявляется, например, в том, что человек не пользуется пластиковой картой, испытывая страх перед перспективой управления банкоматом, и всегда носит с собой только наличные. Или боится миксеров, блендеров, пылесосов, электрической плиты и т. п.

Если же возникает необходимость воспользоваться тем же банкоматом или смартфоном вместо кнопочного телефона, к которому уже привык, страдающий технофобией вдруг ощущает усталость, у него начинает болеть голова, нарушается сердечный ритм: таковы черты приступа технофобии.

Номофобия

Страх остаться без мобильного телефона или вне зоны доступа мобильной связи. Термин произошел от слов «no-mobile-phone phobia» и впервые был озвучен всего шесть лет назад, когда в Великобритании было проведено исследование с целью изучения тревог, испытываемых пользователями мобильных телефонов. Выяснилось, что всегда оставаться на связи предпочла бы половина опрошенных.

Номофобия — одна из популярнейших, если не главная фобия, связанная с научно-техническим прогрессом. Ее черты — тревожность, плохое настроение, иногда агрессивное поведение, депрессия. Ученые из американского Университета штата Айова, разработав специальную анкету номофобии, проведя опрос и обработав результаты, выделили мягкую, умеренную и тяжелую формы номофобии: от легкого беспокойства о том, что забыл дома телефон, до настоящего страха упустить важную информацию.

Самые отъявленные номофобы держат мобильник при себе, даже находясь за рулем, в туалете или зайдя в ванную почистить зубы: так меньше возможность пропустить нечто важное.

Аэрофобия

Боязнь полетов напрямую связана с техническим прогрессом: в наши дни приходится часто летать на самолетах, потому что это удобнее и быстрее всего, и перелет заменил некоторые способы передвижения. Аэрофобию называют не болезнью, а симптомом других фобий: акрофобии — страха высоты — и клаустрофобии — боязни закрытого пространства.

Однако сегодня некоторые люди страдают боязнью разбиться на самолете, не связанной ни со страхом высоты, ни с клаустрофобией, а с социальными факторами, среди которых влияние широкого освещения авиакатастроф СМИ и акцентирование ими внимания аудитории на случаях авиакатастроф и числе жертв. Страдающий аэрофобией может вовсе отказываться летать или испытывать нервозность за некоторое время до полета. Уже сидя в летящем самолете, аэрофоб живо воображает картину крушения, внимательно наблюдает за поведением экипажа, нервничает и не очень хорошо себя чувствует во время полета: у него может быть тахикардия, тремор рук и ног, тошнота, головная боль.

Хорошая новость состоит в том, что аэрофобия лечится: помогают беседы с психотерапевтом, разъясняющим точные причины паники, и следование составленной вместе с ним специальной психологической программе по преодолению страха полетов.

Киберхондрия

Расстройство психики, которое заключается в попытках поставить себе медицинский диагноз, погуглив симптомы болезни в интернете. Ипохондрик (тот, кто испытывает постоянное беспокойство по поводу возможности заболеть) из фильмов Вуди Аллена в наше время стал киберхондриком. Множество людей страдает канцерофобией — боязнью заболеть раком. К ней примешивается киберхондрия, и рождается паническая уверенность в неизбежной смерти от рака. «Просто вбиваешь в гугл свои симптомы и ждешь, когда на экране выскочит слово «рак», — иронизировали по поводу киберхондрии в «Сексе в большом городе» (США) еще в начале нулевых.

В нашей стране киберхондрия с канцерофобией очень актуальны. Соцопрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что в России проблема киберхондрии только разрастается и каждый третий житель страны занимается самолечением. Причинами обращения в поисках диагноза к интернет-порталам называют отсутствие у большей части населения денег и времени для посещения врачей и низкую квалификацию последних. Сюда можно добавить и святую веру в непогрешимость сведений, почерпнутых в интернете. Как избавиться от киберхондрии? Парадоксально, но тем же способом — поставив себе этот диагноз, закрыв браузер и записавшись на прием к врачу. Другое дело — к какому.

Киберфобия

Боязнь компьютеров. Считается подвидом технофобии и в то же время — подвидом общего страха предметов. Чаще всего киберфобией страдают представители старшего поколения, не привыкшие пользоваться компьютером и испытывающие страх перед техническими новинками, особенно перед умной машиной. Некоторые боятся ее сломать.

При этом работы с факсом киберфобы могут не бояться, потому что это коммуникативный инструмент.

Интернетофобия

Боязнь выхода в интернет. Есть люди, которые не решаются выйти в Сеть, опасаясь, например, вирусов или спама; некоторые боятся стать жертвой киберпреступников, оставляя информацию о себе. Также интернетофобия может быть частью технофобии как страха перед достижениями научно-технического прогресса.

В некоторых случаях это может быть связано со страхом представителей старшего поколения перед новым и неизведанным и перед влиянием этого нового на молодое поколение. То есть мамы и папы, дедушки и бабушки иногда могут опасаться того, что ребенок, подросток, юноша заболеет зависимостью от интернета.

Мамбафобия

Боязнь знакомиться в интернете (фобия названа по имени сети сайтов знакомств). Обратная сторона сегодняшнего бума интернет-знакомств и столь популярных в мегаполисах тиндер-знакомств. Исследователи интернет-фобий считают, что причины страха онлайн-знакомств кроются в ожидаемой анонимности информационного взаимодействия.

Причиной мамбафобии может стать и неприятный опыт общения в процессе или после знакомства онлайн, и в таком случае мамбафобия может перерасти в интернетофобию. Выделяют два типа мамбафобии: глобальный и псевдореальный. Те, кто страдает глобальной мамбафобией, предпочитают вообще ни с кем не общаться в интернете. Вторые могут вести знакомство в Сети, но не соглашаются продолжить его в реальной жизни.

Соционетфобия

Страх перед социальными сетями, вызванный опасением слежки. Как говорится, если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами никто не следит. Одна из популярнейших современных фобий, особенно учитывая постоянные скандалы, связанные с работой служб безопасности. Соционетфобия, эта современная версия страха преследования, проявляется в боязни завести себе аккаунт в социальных сетях: фейсбуке, твиттере.

Читайте также:  Эритроциты в моче нужно ли лечение Компетентно о здоровье на iLive

Некоторые пользователи соцсетей регистрируются под вымышленными именами, не скрываясь притом от знакомых — просто берут псевдонимы или называются прозвищами. Соционетфоб может еще опасаться не только или не столько шпионажа и спецслужб, сколько того, что его личные данные будут доступны для всех, включая его окружение — семью и начальство.

Прочие фобии

Некоторые виды страхов связаны с общением в соцсетях посредством публикаций и комментариев. Есть люди, страдающие троллофобией — страхом перед интернет-троллями, который может перерасти в уверенность блогера или пользователя, что все комментаторы и читатели блога или сайта — тролли. Это может привести к тому, что пользователь старается не привлекать к себе внимание, тогда как самый простой способ борьбы с возможными троллями — игнорирование.

Другой распространенный страх пользователей соцсетей — тредофобия (от англ. thread — ветвь) — боязнь комментировать публикацию, высказаться. Причины могут быть разными: неуверенность в себе — главная из них, как глобальная причина многих страхов. Еще одну даже называют фейкофобией. Это боязнь опубликовать непроверенную информацию, оставляя комментарий или публикуя, например, текст или ссылку. Любую информацию пользователь многократно проверяет, чтобы не попасть впросак. Справедливости ради нужно отметить, что абсолютное большинство пользователей соцсетей поступает ровно наоборот, постоянно публикуя фейки и, более того, старые фейки.

Насчет лайкофобии мнения разнятся: термин вроде бы есть, а что он означает — каждый понимает по-своему. Одни отождествляют его с лайкофилией — зависимостью от лайков. Тогда лайкофобы или лайкофилы — те, кто боится собрать мало лайков своей публикацией. Другие называют лайкофобией не менее параноидальный страх того, что любой лайк даст кому-то возможность вас выследить и составить ваш портрет на основе того, что вам нравится.

Обмен сообщениями онлайн — поле битвы для любителей смайликов. Некоторые из них, отправив сообщение с эмодзи, боятся быть неправильно понятыми и терзают себя мыслями, поймет ли адресат, почему в конце сообщения красуется изображение котенка. Это — эмодзифобия (или имоджифобия).

Наконец, процесс публикации фотографий в социальных сетях требует стоической храбрости. Довольно распространенное в наши дни явление — селфифобия — боязнь сделать неудачное селфи. Фотографирующийся предпринимает множество попыток, целые часы проводит, добиваясь нужного результата, — и вместо удовольствия от лайков вполне может получить нервный срыв.

Почему возникают фобии и как они проявляются?

— Что такое фобия, каждый может узнать, открыв медицинский справочник. Я расскажу о том, как фобии проявляются. Для обывателя это страхи, боязнь каких-то ситуаций. Фобии связаны с социальными ситуациями. Любая из них может вызывать у человека напряжение. Оно может быть связано с перенесенными ранее травмами. Например, молодого человека в подростковом возрасте могли унизить: он кого-то не пропустил в дверях, тот полез спорить, возникла драка и т. п. Теперь, подходя к дверям, где он может с кем-то столкнуться, он испытывает напряжение: уступить дорогу или нет — для него это отныне связано с конфликтной ситуацией. На этом фоне в дальнейшем может возникнуть фобия. Сама ситуация может быть забыта, он на ней не фиксируется, но пережит аффект, и в дальнейшем что-то может напоминать о случившемся.

Фобии на почве развития технологий связаны с изменением социальной ситуации. Раньше общество было просто подконтрольным, существовали определенные правила поведения, этика, мы с детства находились под присмотром. Надо было ходить в школу, высиживать 45 минут, ходить на перемену, нельзя было нарушать правила поведения — до какого-то времени общество было дисциплинарным. Тогда тоже существовали свои фобии, предрассудки. У человека возникает внутренний конфликт: выходя в социум, он должен держать себя в напряжении, не забывать, как себя вести, чтобы не опозориться, не стать объектом насмешек. Тогда как дома можно вести себя свободно. Зависит от того, как родители социализируют ребенка: если они слишком строги, он, выходя в общество, боится сделать что-то не так: боится вилки и ложки, обходясь дома без них, боится зайти в ресторан.

Вот в современном обществе, например, такая ситуация: человек не знает, как пользоваться компьютером. А при устройстве на работу требуется продвинутый пользователь. У соискателя может возникнуть неуверенность в себе. Например, женщина, которая просидела с ребенком несколько лет, при устройстве на работу, ознакомившись с подобными требованиями, может испытывать тревогу. Если к этому прибавить еще какие-то комплексы неполноценности, строгое воспитание, проблемы с усвоением информации, — может возникнуть фобия.

Фобия — это сильно выраженный навязчивый страх, обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению

Женщина может панически бояться включить компьютер. Это уже не тревога, а именно страх, близкий к паническому: он может вызвать состояние тупости, человек может забыть элементарные вещи. Не потому, что она их не знает: дома она может спокойно включить компьютер и пользоваться им, но при устройстве на работу возникает социальная ситуация. В присутствии других появляется страх опозориться. Из-за насмешек ситуация усугубляется, женщина может уволиться с работы, и на этом фоне начинает развиваться фобия, человек начинает бояться компьютеров.

Что касается самого состояния, существует просто тревога, и она есть у всех, — и существуют именно фобии, о которых мы говорим. Это когда человек избегает чего-то, его просто до тряски, до падения в обморок пугает страх опозориться.

О тредофобии (боязни высказаться) и о том, как преодолевать фобии

Мы перешли из дисциплинарного общества в гипердисциплинарное: по большому счету постоянно уже на нас присутствует взгляд. Везде камеры, интернет, соцсети, компьютеры, которые дают нам возможность полностью проследить жизнь человека. Мы абсолютно открыты и прозрачны. Для тех, кто привык жить двойной жизнью, это становится довольно напряженной ситуацией. Кому скрывать нечего и кто уверен в себе, те пользуются всеми этими достижениями спокойно, выражают свое мнение. Большинству людей приходится сталкиваться с внутренним конфликтом.

Есть невротичные люди — они вообще не уверены в себе. Им, может, и нечего скрывать, но у них куча комплексов, связанных с внешностью, с уровнем их интеллекта, образованием. Им хочется пребывать рядом с теми людьми, которые им интересны, привлекают их и занимают какое-то положение, интеллектуальное в том числе. Они следят за этими людьми, пытаются читать то, что те высказывают, им хочется комментировать, но они боятся опозориться. Человек, садясь писать комментарий, тысячу раз его продумает, прочитает, отредактирует, удалит — доводя себя до напряженного состояния.

Неврозы навязчивых состояний — отдельная проблема, но, если они еще и подключаются к этому, возникают фобии, такие люди просто перестают что-то комментировать. Могут заходить под другими именами, пытаются прятаться, но, как я уже сказала, сегодня контроль настолько велик и взгляд везде, что спрятаться практически невозможно.

Самый распространённый метод лечения фобий — постепенное «сближение» пациента с объектом его страха в сочетании с использованием методов релаксации и терапии

Но фобии, конечно, прогресс не остановят. Это вопрос социализации. Или ты социализируешься и идешь в ногу с прогрессом, стараешься преодолеть свои проблемы, повышаешь уровень интеллекта, образования, идешь работать со своими неврозами — или тебя отбрасывает на обочину, и оттуда ты наблюдаешь, как прогресс движется вперед вместе с твоими сверстниками, но не с тобой.

То есть, чтобы преодолеть свои страхи, желательно идти в ногу со временем, повышать сообразно его требованиям уровень своего развития, разрешать свои комплексы неполноценности, если они есть.

Фильм Фобия

Придя в себя после кончины отца, Катрина решает съездить за город, чтобы осмотреть дом, доставшийся ей по наследству. Сам особняк Катрине совсем не нужен: у нее не сохранилось никаких воспоминаний, которые бы могли сделать это место дорогим сердцу, поэтому она планирует просто подготовить дом к продаже. По прибытии на место героиня знакомится с маленькой девочкой по имени Дейзи, которая играет неподалеку: малышка всегда одна, то куда-то убегает, то снова появляется будто из ниоткуда. Вскоре Катрина понимает, что здесь ей придется задержаться подольше: агент по недвижимости опаздывает, а может, и вовсе намеренно решил не спешить сюда. Первая же ночь в семейном поместье проходит тревожно: тишину старинного дома то и дело нарушают какие-то подозрительные звуки – треск половиц, скрипы открывающихся дверей. Пугают Катрину и местные жители, которые порой без спросу заходят к ней в дом. Одна из ее соседок говорит, что продать особняк будет непросто после того, что произошло в нем много лет назад: тогда бесследно исчезла семилетняя Мария, сестра матери Катрины. Девочку долго искали, но так и не нашли. Поговаривали, что убить Марию могла бабушка Катрины: женщина якобы страдала каким-то психическим заболеванием. Обстановка таинственности и враждебности угнетает Катрину, она лишается сна, а вскоре и вовсе как будто начинает сходить с ума. Фильм «Фобия» вы можете посмотреть онлайн на нашем сайте.

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

В начале фильма, находясь со своим женихом Маркусом в ресторане, молодая женщина по имени Катрина узнаёт, что скончался её отец. В наследство от отца, с которым героиня не общалась полгода, она получает загородный семейный дом, место, где Катрина с роднёй часто встречала Рождество. Вскоре Катрина решает продать дом, что принадлежал отцу, но прежде, чем это сделать, сначала дом должен осмотреть агент по продаже недвижимости.

В предрождественский период, между минутным временным промежутком, когда Катрина, оставив Маркуса в квартире, за рулём своего автомобиля, через снежные норвежские красоты одна отправляется к загородному дому, выясняется её секрет, суть которого в том, что Катрина беременна. Героиня не желает рожать ребёнка и хочет от него избавиться при помощи врачей, Маркус же наоборот, очень ждёт пополнения в семействе, кроме того он знать не знает о намерении Катрины по отношению к ребёнку.

Прибыв к дому, а после войдя в него, Катрина сразу слышит стуки и шумы, однако им легко найти оправдание, так как на улице резвится метель. Катрина начинает осматривать комнаты и помещения, а также смотреть на семейные фотографии. В одной из комнат, Катрина видит старую ёлку, рядом с ней лежит разбившийся на осколки игрушечный шарик-украшение. Героиня, подойдя к ёлке и дотронувшись до одного из целых шариков, видит расплывчатое воспоминание, как она с кем-то играет.

Наколов дрова и растопив камин, Катрина слышит, как кто-то грохочет около дома, выбежав на улицу, она видит, что это пробежала маленькая девочка с санками. Проследовав за силуэтом девочки, Катрина её не замечает, тогда девочка сама решает обратить на себя внимание поздоровавшись с героиней, и назвать своё имя — Дейзи.

Читайте также:  Генеролон® (Generolon) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные де

Дейзи говорит Катрине, что всегда гуляет возле их дома, поскольку ей нравится данное место. Катрина обратно идёт в дом, а Дейзи в этот момент, предлагает ей погулять вместе с ней, героиня отвечает девочке, что занята. Дейзи с любопытством расспрашивает, чем же занята Катрина и интересуется, есть ли у неё дети, та ей всё рассказывает и говорит, что продаёт дом, а детей у неё нет.

Позже Катрина отправляется к агенту по продаже недвижимости, она спрашивает у него, знает ли он координаты, куда нужно приехать, дабы осмотреть её дом, тот, с немного испуганным видом отвечает ей, что все знают про то место, но в ближайший день он не может приехать и осмотреть дом. Агент даёт Катрине номер телефона, чтобы она позвонила ему днём позже.

Героиня возвращается в дом, изнутри которого, за ней, смотря в окно, наблюдает загадочная фигура. Войдя в дом, за Катриной резко захлопнулась дверь, после чего рядом упала детская фотография в рамке, а когда героиня подняла фотографию, наверху издался громкий звук, словно там тоже что-то упало, сразу же после этого, становится слышно, что по дому будто бы кто-то или что-то ходит.

Катрина входит в одну из комнат, откуда доносились звуки, и спрашивает, есть ли кто в помещении помимо неё. Ответа Катрина не получает, зато слышит очередной шум, на всякий случай, героиня решает вооружиться подручным предметом. Шумы начинают усиливаться с каждой секундой, заставляя Катрину бояться.

Выясняется, что в дом проникла и спряталась в шкафу одной из спален местная жительница, увидевшая Катрину в день её приезда. Незнакомка говорит героине, что знала её мать, и извиняется за своё проникновение в дом, которому Катрина не закрыла главную дверь. Незнакомка объясняет свой поступок тем, что она слышала кого-того в доме, когда Катрина уехала по своим делам. Героиня приглашает незнакомку в гостиную, та спрашивает у Катрины, помнит ли она её, но Катрина отвечает, что нет.

Незнакомка говорит героине, что после всего случившегося ранее, дом будет очень сложно продать. Катрина не понимает, о чём идёт речь, так как она не знает подробностей. Незнакомка рассказывает Катрине про Марию, пропавшую семилетнюю девочку, являвшуюся сестрой её матери. Оказывается Катрина и не знала, что у её матери была сестра. Как только незнакомка собралась поведать историю более подробно, в дверь дома стучит её брат, являющийся священником. Мужчина понимает, что героиня его не помнит, недолго поговорив с ней, он с сестрой уходят.

Катрина решает посмотреть на ту самую, ранее упавшую фотографию, покоившуюся в рамке, на обратной стороне рамки, героиня видит написанное на ней имя — Мария. Фото было сделано в Рождество 1952 года. Ночью Катрина засыпает сидя в кресле около камина, ей снится сон, в котором её мать рисует портрет, неожиданно Катрину будит страшный женский крик.

Героине удаётся успокоиться и дождаться утра. Утром Катрина звонит агенту по продаже недвижимости, она просит его приехать и посмотреть дом, но агент говорит, что он занят, в это же мгновенье связь с ним и вовсе пропадает, Катрина пытается дозвониться агенту, но ей не удаётся этого сделать. Тут же, по поводу аборта, героине приходит напоминание из клиники, в которую она должна явиться в ближайшие дни.

Катрина собирается ехать на своём автомобиле по делам в город, но внезапно на её пути оказывается играющая на улице девочка Дейзи, Катрина чуть не сбивает её, но всё же у неё получается вырулить в другую сторону, однако машина Катрины застревает в сугробе. Катрина идёт в дом, после чего звонит Маркусу, не дозвонившись до него, она оставляет ему сообщение на автоответчик, говоря, что задержится ещё на ночь.

Проводя уборку в доме, Катрина снова слышит шумы. Частично закончив с уборкой и включив в коридоре свет, она идёт к подвалу, оставив несколько попыток открыть в него дверь различными ключами, она заглядывает в замочную скважину, через неё, в подвале она видит несколько статуй, сделанных её матерью.

Позже Катрина ложится спать, ей снится двойной сон, в первом она просыпается от женского крика, во втором, идя к подвалу, к которому она недавно подходила в реальности, заглянув в замочную скважину, она видит, что статуи поменяли своё расположение, а одна из них и вовсе шевельнулась у неё на глазах. Напуганная Катрина просыпается на самом деле и идёт подпереть тумбочкой дверь в подвал.

В итоге нормально заснув, с наступлением утра, видно, что чья-то женская рука гладит Катрину по лицу нашёптывая что-то, вскоре женская рука будто бы растворяется, и на её месте уже оказывается рука Маркуса, приехавшего к любимой. Маркус, удивлён простором дома, поскольку он думал, что дом обычных размеров. Позже жених помогает с помощью своего автомобиля, вытянуть из сугроба автомобиль Катрины.

Вечером за обеденным столом Катрина рассказывает Маркусу о своей матери, Катрина плохо помнит, какие в целом у неё были взаимоотношения с ней, да и причины смерти матери она не знает, знает только то, что умерла она при несчастном случае в завещанном доме, который Катрина собирается продать. Проводя время с Маркусом, героиня замечает в зеркале призрак своей матери, что следит за ней.

Утром Маркус приносит Катрине завтрак, а после принимается помогать любимой с уборкой. Катрина слышит, как Маркус, отодвигая тумбочку, пошёл делать уборку в подвале, героиня спешно бежит сказать ему, чтобы он этого не делал, ссылаясь то, что никакие ключи к двери от подвала не подходят. Маркус спрашивает у Катрины, зачем она подпёрла тумбочкой дверь, Катрина честно ему отвечает, что боится доносящихся оттуда шумов. Маркус хочет сломать дверь, ведущую в подвал, но Катрина не разрешает ему это сделать.

Днём, пока Маркус колет дрова, Катрина подходит к стоящей к ней спиной Дейзи, лепящей рядом с её домом снеговика, Катрина просит девочку быть осторожней и не выбегать больше на середину дороги. Катрина спрашивает у Дейзи, где сейчас находятся её родители, Дейзи говорит Катрине, что её мать целыми днями сидит дома, а отец находится в командировке. Дейзи поворачивается к героине лицом, на котором та видит большой синяк. Катрина интересуется у Дейзи, кто поставил ей такой синяк, но та, ничего не сказав, убегает, как только видит приближающегося к ним Маркуса.

Протирая в доме окна, на улице Катрина видит одетую не по погоде Дейзи. Катрина подходит к девочке и спрашивает, всё ли с ней хорошо, и чтобы она вдруг не простудилась, зовёт её в дом. Дейзи не хочет идти в дом, тогда Катрина, попросив девочку подождать её чуть-чуть, чтобы пойти вместе с ней к её матери, идёт за своим пальто и за верхней одеждой для девочки. Выйдя обратно на улицу, она видит, что Дейзи убегает от неё по снегу в сторону небольшого кладбища. Катрина бежит за ней, но теряет её след. На кладбище, Катрину встречает священник, что забирал свою сестру из её дома.

Священник показывает Катрине надгробную плиту её семьи, на которой она не видит ничего связанного с её тётей Марией. Священник отводит Катрину в церковь, там он рассказывает ей, что Мария не указана на надгробной плите, так как родным было спокойней считать пропавшую Марию живой. Священник советует не копаться в давней семейной трагедии и забыть о ней, также он подмечает, что Катрина своим поведением очень сильно походит на мать.

Пока Маркус уехал в город за продуктами, к дому Катрины, дабы осмотреть его, приезжает агент по продаже недвижимости, который говорит, что не мог дозвониться до героини, поскольку имелись проблемы со связью. Агент, почти полностью осмотрев дом, остался под впечатлением от его вида, и он не понимает, зачем Катрине продавать такую шикарную недвижимость. Единственное, что ему осталось проверить, так это подвал, из которого во время осмотра доносились странные звуки. Катрина говорит агенту, что ключа от подвала нет, но в ближайшее время она устранит эту проблему.

Оставшись дома одна, Катрина слышит стук в дверь, открыв её, героиня видит, что к ней пришла Дейзи, Катрина решает поиграть вместе с ней в снегу. Поиграв с девочкой, Катрина зовёт её в дом. В доме Катрина и Дейзи весело проводят время, примеряя различные наряды. Катрина просит девочку выбрать ей весёлый наряд, но та выбирает яркое платье её матери. Дейзи предлагает поиграть Катрине в прятки. Во время игры, Дейзи сильно пугает Катрину, Катрина делает ей замечание, что людей пугать нельзя, Дейзи обижается и уходит из дома героини. Маркус находит в телефоне Катрины переписку с доктором по поводу аборта, между парой происходит ссора, после чего Катрина заставляет Маркуса уехать из дома.

Катрина находит дома всяческие документы проливающие свет на прошлое её семьи. С документами героиня отправляется к сестре священника, та рассказывает ей, что бабушку Катрины, подозревали в убийстве Марии. Ночью, на люстре, что находится рядом с дверью, ведущей в подвал, перегорают лампочки, Катрина, захотевшая дотронуться до ручки двери, передумывает это делать, когда она сама по себе дернулась. Когда героиня уснула, то её лицо снова гладит женская рука. Утром Катрину будит агент по продаже недвижимости и пришедший с ним эксперт. Катрина забыла, что должна была устранить проблему с запертой в подвал дверью, однако повернувший ручку агент, с лёгкостью открыл её, в связи с этим Катрина злится и выгоняет агента, а также пришедшего с ним эксперта, после чего сама спускается в подвал.

Взглянув своим страхам в глаза и исследовав подвал, героиня начинает находить ответы на мучающие её вопросы, но все они оказываются зловещими и шокирующими. Также Катрина понимает, что за время пребывания в доме её детства, воедино переплелись детская психологическая травма героини, видения и призраки. В последних кадрах показывается, что Катрина помирилась с Маркусом, не продала дом и не сделала аборт. У Катрины родилась девочка, а через какое-то время на свет появился и мальчик, но остаётся невыясненным, как сильно пострадал рассудок Катрины от обрушившихся на неё тайн, всё же, так до конца и не раскрытых.

Ссылка на основную публикацию
Спасение утопающего — Краевое государственное казенное учреждение; Спасатель
Помощь пострадавшему на воде. Как вытащить утопающего и оказать ему необходимую помощь. Статьи о туризме и активном отдыхе. > Безопасность...
Сосудистый хирург — медицинские консультации онлайн
Internet Скорая помощь Медицинский портал О найденных недочетах пишите support@03.ru. Статистика За сутки добавлено 7 вопросов, написано 10 ответов, из...
Сосудорасширяющие препараты при гипертонии перечень таблеток и иных средств от высокого давления с о
Принимаем правильно сосудорасширяющие препараты при гипертонии Гипертония – это весьма распространенный недуг среди людей старшей возрастной группы. Однако это не...
Спектрацеф Российские аналоги импортных лекарств с ценами
Спектрацеф в Москве Название препаратаСтрана производительДействующее вещество (МНН)Нет аналогов Название препаратаСтрана производительДействующее вещество (МНН)Нет аналогов Препараты Спектрацеф Инструкция Владелец регистрационного...
Adblock detector