Сложные двигательные реакции

Биомеханические аспекты двигательных реакций

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простая реакцияэто ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал (слуховой, зрительный, тактильный). Например, реакция спринтера на стартовый выстрел, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.

Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложная двигательная реакцияэто когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.).

Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).

В двигательных реакциях различают:

Сенсорную фазу – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности (по появлению электрической активности в соответствующих мышечных группах – по ЭМГ);

Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.

Моторную фазу – от начала движения до его завершения.

Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.

Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс. После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место пространства, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).

Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом

Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и характер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.

Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).

Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч

Направление Скорость движения вратаря, м/с Расстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации
Броски с места, м Броски в падении, м
Правый верхний угол 1,56 11,3 13,7
Левый верхний угол 1,58 11,1 13,5
Правый нижний угол 2,34 10,4 12,4
Левый нижний угол 2,37 10,1 12,3
Максимальная скорость полёта мяча 22,2 м/с 27,7 м/с

Расстояния, с которых мяч уже не может быть пойман или отражён, иногда называют «мёртвой зоной». Аналогичные закономерности существуют и в других спортивных играх.

На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.

Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

· Приземление после прыжков и соскоков. При этом скорость тела спортсмена резко снижается до нуля.

30 08 2020 6:28:45

Где S – величина, пропорциональная поверхности сопротивления (которая зависит от положения тела); kс – коэффициент сопротивления (который зависит от обтекаемости фигуры, поверхности одежды, а также от плотности прилегания спортивной формы к туловищу);.

29 08 2020 17:10:46

28 08 2020 21:40:19

Выбор занятий определяется индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим воспитанием. Вместе с тем существенное влияние на выбор предмета занятий оказывают условия жизни, быта, наличия инвентаря, спортивных баз и др.

27 08 2020 11:31:28

26 08 2020 14:24:50

Вода и некоторые электролиты проходят через мембраны слизистой оболочки пищеварительного канала в обоих направлениях. Вода проходит путем диффузии, и в ее всасывании большую роль играют гормональные факторы. Наиболее интенсивное всасывание происходит в толстом кишечнике. Растворенные в воде соли натрия, калия и кальция всасываются преимущественно в тонком кишечнике по механизму активного транспорта против градиента концентрации. (см.рис Механизмы всасывания воды).

25 08 2020 0:31:45

В X I X и начале X X века большой вклад в развитие биомеханики (прежде всего методов исследования) внесли американский учёный Е. Майбридж, французский исследователь Э. Марей. Немецкие биомеханики В. Брауне и О. Фишер, разработали совершенную методику регистрации движений, детально изучили динамическую сторону перемещений конечностей и общего центра тяжести (ОЦТ) человека при нормальной ходьбе.

Читайте также:  Миома матки - Лечение без операции - Записаться на прием - Семейный медицинский центр Лейб Медик

24 08 2020 1:51:23

Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив (жажда успеха) – активность – цель – достижение успеха. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями.

23 08 2020 20:49:39

3. Контрольные соревнования и тестирование – позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах.

22 08 2020 11:59:22

Тренировочные и соревновательные нагрузки «Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны Характер и направленность тренировочных нагрузок Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия Система спортивных соревнований.

21 08 2020 20:35:23

Средства убеждения: учебная работа, беседы, диспуты, встречи, сборы, собрания.Метод примера. Воспитательная сила примера основана на стремлении людей к подражанию социальным нормам и ролям. Дети стремятся копировать в своем поведении те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными и укрепляют их достоинство. Большое воспитательное значение на учащихся оказывает педагог.На практике воспитания используются личные примеры, из жизни и деятельности других людей, из природы, художественного творчества. Метод упражнения – равномерно организованное выполнение воспитанниками практических действий и дел с целью накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности. В процессе многократных повторений должны выполняться не только действия и поступки, но и внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.Упражнение – основной метод умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Типы упражнений: упражнения в деятельности (трудовые, в общественной деятельности, спортивные); режимные упражнения; специальные (в этикете, культуре поведения, речи).Метод приучения – начальная стадия метода упражнения и его составная часть. Основа метода – требование. Составные части: формулировка правила, разъяснение, демонстрация норм и формирование положительного отношения к правилам, многократное повторение.Метод требования. Содействует возникновению полезных навыков и привычек, формирует черту характера и нравственные идеалы. Требование должно быть гуманным, разумным, подготовленным, системным, рациональным, должно предполагать наращивание трудностей.Приемы требований: советом, мимикой, жестом, паузой, в игровом оформлении, выражением доверия (недоверия), просьбой (намеком), одобрением (осуждением), угрозой (наказанием). В случае одностороннего увлечения учащегося деятельностью, которая может способствовать формированию негативного поведения, наиболее действенным методов преодоления является переключение учащегося с одного вида деятельности на другой и постепенное формирование нового стереотипа поведения.Метод поощрения (одобрения) представляет собой совокупность морального и материального стимулирования, признание, положительную оценку поведения или качеств учащегося. Средства: одобрение взглядом, похвала, благодарность, похвала в присутствии товарищей, награждение.Неуместная похвала теряет воспитательную силу. Воспитанники к ней привыкают и перестают реагировать. Лучший способ – хвалить не самого человека, а выполненное им задание. Он должен быть приучен испытывать чувство удовлетворения не ради поощрения, а во имя результатов труда, в том числе и спортивного.Метод осуждение (наказания). Осуждение проявляется в неодобрении, отрицательной оценке действий и поступков личности. Наказание – это мера и способ воздействия против человека, совершившего проступок (преступление).Виды педагогического наказания: наказание-внушение (порицание, замечание, вывод); наказание-ограничение (удаление с занятий, исключение из ОУ); наказание-привлечение (уборка, ремонт).Правила применения наказаний в процессе воспитания:• наказаний не должно приносить физических страданий;• наказание накладывается уверенным тоном, в спокойной обстановке;• наказание должно быть индивидуальным;• нельзя наказывать по подозрению;• нельзя напоминать о заранее наложенных взысканиях;• наказание должно быть поддержано общественным осуждением действий провинившегося;• наказания должны быть редки.Наказание должно побуждать к обдумыванию своего поведения и требовательно относиться к себе. Наказание только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива.Метод соревнования (игры). Один из методов мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению деятельности. Соревнование обозначает стремление людей не отставать друг от друга, добиваться лучших результатов. Источник педагогической силы метода в настроении людей играть, резвиться, находиться в деятельном, возбужденном состоянии, т.е. в их мотивах, которые заключены не в результатах, а в самом процессе. Соревнование (игра) – это метод воспитания, обучение, развития и психологической подготовки к решению жизненных задач.

20 08 2020 2:30:46

Механическая работа увеличивается при увеличении интенсивности выполнения упражнений. Но валовые энергозатраты растут ещё быстрее, поскольку.

Двигательные реакции.

Различают простые и сложные двигательные реакции. Простые реакции — это ответное действие на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим примером является реакция на зрительный или звуковой сигнал. Латентное время простой двигательной реакции зависит от характера раздражителя: на звуковой сигнал оно меньше, чем на зрительный, у спортсмена на звук 0,05—0,16 с, а на свет — 0,10—0,20 с. Простые реакции обладают положительным переносом: быстрая реакция на сигнал в одной ситуации является гарантией быстрого реагирования этого человека и в других ситуациях, также быстрее им освоятся и сложные реакции. Измеряются двигательные реакции секундомером или специальными датчиками с точностью до сотых долей секунды.

Методика развития простой двигательной реакции.

1 этап: сенсорная методика с аналитическим разделением движения и выполнением по частям: первое — создание «внезапных» условий, используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или команду, т.е. выполняется действие на условный раздражитель; второе — отдельное реагирование на сигнал, отдельное закрепление и совершенствование движения. Эта методика дает положительные результаты в течение 1 — 1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется.

На II этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени — порядка десятых и сотых долей секунды. Возможность спортсмена управлять скоростью передвижений способствует ее улучшению, выполняется в три этапа: на первом этапе действие выполняется с максимальной скоростью; на втором — совершенствуется способность оценивать интервалы времени; на третьем этапе — в заданиях по времени воспитывается способность управлять скоростью.

III этап — моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание направлено на предстоящее движение, моторный тип реакции, в этом случае быстрота реагирования выше, чем при концентрации внимания на сигнал. Затем происходит поиск мысленного образа, связанного с ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования; реагирование закрепляется и осуществляется в целостном движении. Широко используется соревновательный и игровой методы выполнения упражнений, так как позволяют создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию внимания.

Сложная реакция характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью ответного действия. Большинство сложных реакций наблюдается в спортивных играх и единоборствах. Различают реакции выбора, когда необходимо выполнить действие только на один определенный сигнал из нескольких, например по заданию или в единоборстве изменить свои действия при изменении обстановки или поведения соперника, и реакция на движущийся объект (РДО), например в спортивных играх, когда необходимо увидеть мяч, определить его пространственно-временные характеристики, выбрать ответное действие, начать выполнение. Сложные реакции обладают большей специфичностью. Перенос быстроты двигательной реакции идет только в одном направлении, т.е. развитием быстроты реакции нельзя увеличить быстроту движений.

Читайте также:  Доппельгерц менопауза состав, отзывы, цена

Сложная двигательная реакция

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

БЫСТРОТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ

кл.слова: научные, быстрота, быстрота реакции, реакция, методика

Простые реакции. Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал. Примером может служить старт в беге, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п. Все остальные типы реакции — сложные.

Быстрота двигательной реакции имеет большое при кладное значение. В жизни часто встречаются случаи, требующие ответа с минимальной задержкой во времени. Современная техника, в особенности транспортная, предъявляет нередко высокие требования к быстроте реакции (рис. 21).

В простых реакциях наблюдается очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, оказываются наиболее быстрыми и в других (табл. 13).

км/сек

Рис. 21. Дистанции, проходимые за время реакции при различных скоростях (по Штругхолду, 1951, переработано).

По вертикали — скорость передвижения. Отмечены также скорости звука и космического корабля. По горизонтали — расстояние, преодолеваемое за время реакции при данной скорости

Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции — здесь наблюдается значительный перенос быстроты (А. Н. Крестовников, 1951; А. А. Семкин, 1958, и др.). В обратном направлении перенос отсутствует: тренировка в скорости реакции практически не сказывается на скорости движений (Р. И. Тоомсалу,1957).

При воспитании быстроты простой реакции используют несколько методов. Наиболее распространенный заключается в повторном возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изме-

Коэффициенты корреляции между латентными временами двигательных реакций в разных условиях

(Ю. И. Смирнов, 1965)

Раздражитель

Реагирующая часть тела

Рука (Р) Нога (Н) Челюсть (Ч)

Рука Нога Челюсть

нение окружающей ситуации. Примеры: повторное выполнение низкого старта в беге, изменение направления движения по сигналу преподавателя, защитное действие в ответ на заранее известный удар партнера в боксе и т. п. Этот метод при занятиях с начинающими довольно быстро дает заметные положительные результаты (А. Рябова, 1925, и др.). К сожалению, в дальнейшем при его использовании быстрота реакции стабилизируется, и последующее ее улучшение проходит с большим трудом.

В случаях, когда быстрота реакции имеет большое значение, для ее совершенствования применяют специальные методы, в частности расчлененный метод и «сенсорный» метод.

Расчлененный метод в данном случае сводится к аналитической тренировке, во-первых, быстроты реакции в облегченных условиях и, во-вторых, скорости последующих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального движения. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно тренировать скорость реакции (например, в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала скорость первых движений в старте. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты (Р. И. Тоомсалу, 1957).

Сенсорный метод (предложен С. Г. Геллерштейном, 1958) основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Сенсорный метод и направлен на то, чтобы развить способность ощущать мельчайшие отрезки времени и благодаря этому повысить быстроту реагирования. При использовании этого метода тренировка проходит в три этапа.

На первом занимающийся выполняет движение (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ему показанное время.

На втором этапе (он является основным) задание также выполняется с наивысшей скоростью. Но на этот раз преподаватель спрашивает у занимающегося, за какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений с тем, что говорит преподаватель, совершенствует точность восприятия времени.

На третьем этапе предлагается выполнять упражнение с различной, заранее обусловленной, скоростью. Это помогает обучать свободному управлению быстротой реакции.

Значительное улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная. Фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. Время зрительно-моторной реакции у лиц, не занимающихся спортом, равно в среднем 0,25 сек., колеблясь от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов оно меньше — 0,15— 0,20 сек., у некоторых даже 0,10—0,12 сек. Время реакции на звуковой сигнал обычно несколько короче: у нетренированных — примерно в диапазоне 0,17—0,27 сек.; у некоторых спринтеров международного класса оно равно 0,05—0,07 сек. (Леувиль, 1962). В значительной части случаев (например, при занятиях лишь общей физической подготовкой) не возникает необходимости в специальной работе над быстротой двигательной реакции: достаточно того улучшения быстроты реакции, которое происходит за счет переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценными здесь являются разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол (С. М. Оплавин, 1951).

Латентное время реакции может быть несколько улучшено за счет рационального поведения в период, предшествующий реагированию. В частности, имеет значение направленность внимания: при внимании, направленном на предстоящее движение (моторный тип реакции), время реагирования меньше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мускулатуры (Таттл и Ван Дален, 1936; Р. С. Персон и 3. С. Калашникова, 1961). Поэтому, например, при низком старте рекомендуется несколько давить ногами на стартовые колодки (так, в частности, делает рекордсмен мира в беге на 100 м А. Хари, отличающийся исключительно хорошей стартовой реакцией). Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительной и исполнительной командой — около 1,5 сек. (Уол-кер и Хайден, 1933; Накамура, 1934).

II. 2.2. Сложные реакции. Остановимся на двух случаях сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции с выбором.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах, играх с мячом.

Рассмотрим, например, действия вратаря при ударе по воротам. Вратарь должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действий, 4) начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. (Штругхолд, 1951). Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент— фиксацию движущегося предмета глазами. Фиксация включает приспособительные изменения двух типов: глазодвигательные (их называют еще офтальмоки-нетическими) и диоптрические. Так, по данным ряда авторов (обзор, см. Е. И. Бойко, 1961), при появлении предмета в периферической зоне зрения затраченное время распределяется следующим образом: 1) офтальмоки-нетические приспособления: а) скрытый период фиксационного движения глаз — 0,175—0,185 сек.; б) само движение и конвергенция глаз — 0,03—0,10 сек.; 2) диоптрические приспособления — здесь основное значение имеет аккомодация глаз — 0,2—0,6 сек. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема (Даллос и Дженс, 1963); именно ее развитию и надо уделять на занятиях особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышаются за счет увеличения скорости, большей внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадывать полет мяча по действиям игрока, производящего удар (В. Ангелов, 1962). Скорость полета мяча в игре может быть настолько высокой, что реакция непосредственно на летящий мяч становится невозможной. Так, у волейболистов высокого класса (сборная США) скорость полета мяча после нападающего удара достигает примерно 30 м/сек (Р. Нельсон, 1964), а время полета мяча до земли — 0,10—0,12 сек. Тем не менее волейболистам в отдельных случаях удается брать такие мячи. Это происходит благодаря предугадыванию полета мяча.

Читайте также:  Физраствор для ингаляций инструкция для детей и взрослых, чем заменить

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий, специально направленных на развитие точности реакции. При этом надо объяснить ученикам, что действия необходимо выполнять, как бы несколько опережая движущийся объект (Фал-тон, 1945; Солли, 1952, и др.).

Реакция выбора, как ясно из ее названия, связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах— от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к сложной реакций спортсменов очень велики: противник может попытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности. При воспитании скорости сложной реакции, следуя педагогическому правилу «от простого к сложному», идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки (Ш. Закиров, 1963). Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака); затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства.

Квалифицированные спортсмены достигают очень высокой быстроты сложной реакции — почти столь же высокой, как и в простой реакции. Достигается это за счет того, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. Подготовительные же действия всегда имеют место. В каждом- движении всегда есть две фазы: 1) позно-тоничес-кая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении тонуса, 2) собственно движение (М. Ф. Корякин, 1958, а, б). Спортсмены научаются реаги-

ровать уже на первую фазу (до начала основного движения). Эту способность можно развить, для чего в тренировке приучают ученика реагировать на нарочито утрированное и заметное выполнение движений, постепенно все больше приближая их к естественным.

Современные исследования быстроты сложной двигательной реакции ведутся с использованием теории информации — новой математической дисциплины, тесно связанной с математической статистикой (А. М. Яглом и И. М. Яглом, 1960). Одним из основных

Рис. 22. Зависимость времени переработки информации от ее объема у спортсменов разной квалификации (В. М. Зациорский, О. П. Фролов, 1964).

По горизонтали — величина переработанной информации (в данном случае она равна исходной энтропии ситуации). По вертикали — затраченное время

понятий теории информации является понятие о степени неопределенности ситуации. Рассмотрим следующий пример: два фехтовальщика стоят на постоянной дистанции друг перед другом, один из них атакует, второй защищается. Допустим, они договорились, что атакующий наносит уколы лишь в голову или руку. Неопределенность ситуации заключается в том, что защищающийся не знает, какой из двух уколов будет нанесен. В другой раз они увеличат число возможных уколов, к примеру, до четырех. Очевидно, что неопределенность ситуации для защищающегося возрастет: он не будет знать, какой из четырех возможных уколов будет нанесен. Отсюда вывод: чем разнообразнее действия атакующего, тем с большей неопределенностью приходится сталкиваться второму фехтовальщику. В теории информации для измерения степени неопределенности вводится специальная количественная мера, так называемая энтропия. Экспериментально показано, что время сложной реакции прямо пропорционально энтропии, т. е. степени неопределенности ситуации (рис. 22). Случаю, когда энтропия равна нулю, соответствует простая реакция.

Если атакующий наносит, скажем, не один, а два последовательных укола, то неопределенность второго из них зависит от выполнения первого. Например, в боксе после сильного удара правой рукой немедленный повторный удар той же рукой часто невозможен- второй удар либо не будет нанесен вообще, либо будет произведен левой рукой. Как видим, выполнение первого движения уменьшает неопределенность второго; иначе говоря, первое движение несет в себе информацию о характере второго. Информация здесь понимается как мера уменьшения неопределенности ситуации. Информация тем больше, чем больше снятая неопределенность; математически ее можно представить в виде разности: неопределенность до поступления сигнала минус неопределенность после поступления сигнала. Соотношение этих двух величин (энтропия до и после поступления сообщения) определяет величину информации. Использование для анализа сложных реакций спортсменов методов теории информации сулит интересные возможности (В. М. Зациор-ский, 1965, а)

Ссылка на основную публикацию
Следы от вросших волос на ногах
Как убрать пятна от вросших волос в зоне бикини Вросшие волоски в зоне бикини — проблема щекотливая, и бороться с...
Скорая и неотложная медицинская помощь в Челябинске — Цены и адреса ✓
Скорая помощь для детей Германия: Лучшие клиники Германия: Лечение детей Германия: Лечение онкологии Германия: Ортопедия Лечение в Европе Финляндия: Онкология...
Скорая помощь для воспаленной кожи — Борное мыло для лица и тела от Невской косметики Отзывы покупа
Польза серного мыла и его применение Есть такие рецепты красоты, в эффективности применения которых сомневаться не приходится, так как они...
Слезин 15мл капли глазные купить по выгодным ценам АСНА
Слезин Rompharm Company [Ромфарм Компани] Товары из категории - Глазные капли Rompharm Company [Ромфарм Компани] Инструкция по применению Изготовитель Слезин...
Adblock detector