Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

22 вопрос. Основные типы сказок, используемых в сказкотерапии.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

СКАЗОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Психолог, работающий в школе, постоянно задает себе два вопроса: «что?» и «как?». В том смысле, что каждый раз в случае оказания психологической помощи ребенку специалист пытается разобраться в том, что, собственно, происходит и как помочь маленькому клиенту преодолеть возникшие трудности.

Поиски ответа на вопрос «что?» осуществляются с помощью многообразных методов психодиагностики, наблюдения, бесед с родителями и учителями. Когда же более или менее ясным становится ответ на первый вопрос, со всей своей чугунной простотой и неприступностью встает вопрос «как?». И перед ним многие школьные психологи, к сожалению, пасуют, поскольку от диагностики надо переходить на полный неожиданностей и риска путь психокоррекции и психотерапии.

ОТ МИФОВ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, сказкотерапией, — отрадное явление последнего десятилетия. Теперь для ответа на пресловутый вопрос «как?» имеется красивый и эффективный метод.

До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.

Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться, выделив разнообразные психологические трактовки содержания сказок. Рассмотрим позиции, объясняющие появление однородных сказочных мотивов.

Первая позиция, которую отстаивал М. Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного отображения различных явлений природы.

Вторая позиция принадлежит Л. Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г. Якоб). Лейстнер показал взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами.

Третья позиция, которую защищал А. Бастиан, заключается в рассмотрении основных мифологических мотивов как «элементарных идей» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в тех или иных вариациях в разных странах и у разных народов.

Четвертая позиция обоснована представителями аналитической психологии, идущей от работ
К.-Г. Юнга. Это, пожалуй, самая разработанная и авторитетная позиция.

Одна из наиболее ярких последовательниц юнгианского взгляда на природу волшебных сказок
М.-Л. фон Франц указывает на разницу между третьей и четвертой позициями: «Архетип — это не столько «элементарная идея», сколько «элементарная эмоция», элементарный поэтический образ, фантазия, а возможно, даже элементарный импульс, направленный на совершение некоторого символического действия».

Читайте также:  Направление МСКТ и МРТ с наркозом

М.-Л. фон Франц показывает важность эмоциональной составляющей при психологическом исследовании. Но она предупреждает, что при сугубо рациональном подходе происходит смешение разных архетипов: «Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые уже никак нельзя представить в отдельности. Вероятно, нечто подобное происходит и в бессознательном, что обусловлено его относительной вневременностью и внепространственностью».

ИЗВЕСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии. Этим исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте).

Первый этап — устное народное творчество.

Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).

Третий этап — психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности).

Четвертый этап — интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

Как справедливо указывает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Однако, на наш взгляд, такое многообразие аспектов свидетельствует о некоторых недостатках предлагаемой ею типологии сказок. Главным же недостатком является неясность критерия классификации.

Действительно, если народные сказки (и плюс к ним мифы, притчи, истории) отнесены к художественным, то получается, что они не могут быть психотерапевтическими, в то время как их терапевтический потенциал часто значительно превосходит возможности многих специально созданных в лечебных целях сказочных историй. Кроме того, остается не вполне ясным, почему группа «авторские» выделяется только в этом виде сказок, хотя очевидно, что они присутствуют и в других видах.

На наш взгляд, более правомерным было бы разделение всей совокупности сказок на фольклорные и авторские. При этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.

Основным критерием классификации может служить такой очевидный параметр, как цель воздействия сказки на слушателя (читателя).

ПСИХОСКАЗКА

Легко заметить, что мы ввели еще один вид сказок, которого нет в типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, — психологические сказки (психосказки).

Мы хотим обосновать допустимость рассмотрения нового вида сказки – сказки психологической (психосказки), которая не сводится ни к художественной (авторской), ни к психотерапевтической. Хотя, думается, такая сказка должна быть художественной по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Психолог-сказочник, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, должен своей целью видеть создание особого сказочного психологического мира, понятного ребенку. Примерами могут служить замечательные психологические сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова.

Целями психологической сказки могут быть: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.

Итак, в качестве рабочего определения психологической сказки можно принять следующее: это авторская история, содержащая вымысел, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека.

ПОЛЕЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Давайте сравним психологические сказки с дидактическими, психотерапевтическими и психокоррекционными. Такое сравнение поможет практическому психологу понять содержание каждого типа сказок и научиться сочинять сказки любого типа.

Психосказки и дидактические сказки

Сходство психосказок с дидактическими заключается в следующем.

Во-первых, в самом жанре сказки, который нужен для преподнесения некоторых новых знаний.
Во-вторых, в приеме одушевления абстрактных символов и создании образа сказочного мира, в котором они живут.
В-третьих, оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Различие между ними определяется следующими моментами.

Во-первых, если в дидактические сказки «упаковывается» учебный материал, связанный с объектами внешнего мира, то психосказки рассказывают о внутреннем мире человека — его душе, психике, и этот материал может быть как учебным (например, при изучении «Психологической азбуки»), так и личностно развивающим.
Во-вторых, в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» мира (цифры, звуки, буквы, арифметические действия и т.п.); в психосказках — абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т.д.).
В-третьих, дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок; для психосказок это не является обязательным.

Психосказки и психокоррекционные сказки

Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Такая трактовка психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй). В этом случае стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции — как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование.

Целью психокоррекционной сказки является продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий этого влияния должно стать изменение поведения.

Сходство психосказок с психокоррекционными можно найти в следующем.

Во-первых, и в том и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей.
Во-вторых, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики.
В-третьих, альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Обнаруживаются и существенные различия между этими типами сказок.

Во-первых, в психосказках отсутствует прямая аналогия между жизнью ребенка и жизнью сказочного героя в силу обобщенности сюжета.
Во-вторых, психосказка нацелена на личностное развитие ребенка путем осознания им своих особенностей; психокоррекционная сказка — на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога.
В-третьих, в результате воздействия психосказки происходят более объемные трансформации в личности ребенка: изменяются не только конкретные поведенческие проявления, как в случае применения психокоррекционных сказок, но и смыслы и ценности.

Психосказки и психотерапевтические сказки

Сходство этих двух типов сказок, пожалуй, более значительно, чем различие.

Во-первых, и тот и другой тип сказки обращается к глубинному «Я» ребенка.
Во-вторых, такие сказки стремятся помочь человеку осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям, а при необходимости — изменить это отношение.
В-третьих, они оказывают психологическую поддержку и избавляют от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия психологических и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, не принципиальный характер.

Во-первых, психологические сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эго-процессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а во многих психотерапевтических сказках подобные аналогии присутствуют.
Во-вторых, психологические сказки в большей степени, чем психотерапевтические, ориентированы на улучшение обычной жизни ребенка, на разрешение жизненных трудностей.
В-третьих, психологические сказки, как правило, пишутся психологом, а психотерапевтические часто создаются клиентом.

Психосказки и медитативные сказки

Читайте также:  Свинка (эпидемический паротит) - Вирусные заболевания - Инфекционные заболевания - Заболевания - Вну

Сходство психологических и медитативных сказок заключается, прежде всего, в следующем.

Во-первых, и в тех и в других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов.
Во-вторых, эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях.
В-третьих, и те и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Психологические сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут и не быть таковыми.
В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок.

Во-первых, в медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в психосказках они вполне возможны.
Во-вторых, достижение релаксационного состояния при слушании психологических сказок, в отличие от медитативных, не является обязательным, напротив, психосказки могут иметь мобилизующий характер.
В-третьих, медитативные сказки могут обращаться не только к явлениям внутреннего мира человека, как психосказки, но и к внешним для него отношениям между людьми.

Таким образом, можно выделить психологические сказки как отдельный самостоятельный тип сказок, применяемый в области сказкотерапии. Их использование возможно при работе с детьми в рамках специальных программ, а также в различных конкретных случаях.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

В оформлении использованы иллюстрации Анны ПОПОВИЧ к русским сказкам

1. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
5. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

Психокоррекционные сказки в работе с детьми. Подбор методов, алгоритмы написания и воздействие на детей

Психокоррекционное воздействие сказки известно человечеству уже не одну тысячу лет. Однако как один из методов становления личности оно стало использоваться сравнительно недавно. Сказкотерапия (именно так называется этот способ коррекции) находит свое применение в воспитании и в образовании, в стимулировании развития ребенка и во время тренинговых занятий.

Использование данного метода становится особенно актуальным в наше время. Ведь сказка позволяет оказать активное и в то же время ненавязчивое внушающее воздействие. В своих коллизиях и символах она преподносит в зашифрованном виде самые важные характеристики модели поведения, а также те убеждения, которые являются предпочтительными в обществе, чем и способствует становлению личности.

Характеристика метода сказкотерапии

В каких случаях рекомендовано использование данного способа воздействия на детей? Психокоррекционные сказки применяются в работе с теми пациентами, которые имеют некоторые поведенческие и эмоциональные затруднения. При использовании данного метода решаются проблемы, возникающие у дошкольников, а также у детей младшего школьного и иных возрастов. Психокоррекционные сказки помогают в работе с неуверенными, агрессивными и застенчивыми детьми, а также с теми, у которых особенно выражены чувства вины, стыда и лжи.

Оказывает содействие сказкотерапия в лечении психосоматических заболеваний, энурезов и т. д. Сам процесс подобного устранения проблемы приводит к тому, что ребенок начинает анализировать существующие у него отклонения и осознавать пути их решения.

В чем причины эффективности сказкотерапии?

Рассказанные взрослыми истории притягивают детей. Сказки позволяют подрастающему человеку свободно фантазировать и мечтать. При этом для ребенка они являются особой реальностью, позволяющей познавать взрослый мир переживаний и чувств.

Кроме этого, маленькие дети обладают сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, им не составляет особого труда эмоционально объединить себя с другим персонажем или человеком, присвоив при этом его образцы норм ценностей. В связи с этим, слушая психокоррекционные сказки, ребенок начинает сопоставлять себя с их героями, понимая при этом, что проблемы и переживания существуют не только у него.

Целью психокоррекционных сказок являются ненавязчивые предложения выхода из самых различных ситуаций в виде позитивной поддержки возможностей маленького человека, а также путей решения возникающих конфликтов. Ребенок при этом начинает представлять себя в роли положительного героя. Почему это происходит? Да потому, что положение главного героя является наиболее привлекательным, если сравнивать его с прочими персонажами. Таким образом, психокоррекционные сказки для детей позволяют им усваивать правильные моральные нормы и ценности, а также различать зло и добро.

По утверждениям специалистов, метафора, без которой не обходится любая фантастическая история, позволяет обеспечить контакт левого и правого полушария мозга. Что происходит при этом в процессе восприятия психокоррекционных сказок? В работу включается левое полушарие. Оно извлекает из сюжета логический смысл. Правое же полушарие остается свободным для творчества, воображения, фантазии и мечтаний.

Специалисты, проводящие психокоррекционную работу с детьми, отмечают, что на вербальном, осознаваемым маленьким пациентом уровне, он может вовсе и не принимать сказку. Тем не менее положительный эффект от такой работы будет непременно присутствовать, так как изменения, как правило, происходят на уровне подсознания. При этом отмечается, что использование одной и той же сказки оказывает различное влияние. Каждый ребенок находит в ней то, что особенно актуально для него, и то, что созвучно его проблемам.

Исходя из имеющейся практики, психокоррекционные сказки у беспроблемных детей чаще всего не находят особого эмоционального отклика. Они воспринимаются ими в качестве интересных историй и не приводят к изменениям в поведении.

В сказкотерапии используется два подхода. Эти психокоррекционные методы отличаются друг от друга по степени индивидуализации волшебных или фантастических историй, а также исходя из уровня директивности способа. Рассмотрим их подробнее.

Направленная форма

При директивном методе сказкотерапии педагог или психолог являются главным лицом, активно участвующим в процессе занятий и внимательно наблюдающим за поведением ребенка. Это позволяет интерпретировать реакции маленького пациента и правильно выстраивать свою дальнейшую тактику.

В этом случае психотерапевтические метафоры, которые используются при такой работе, должны быть созданы и подобраны индивидуально, исходя из целей работы и проблем, имеющихся у ребенка.

Те психологи, которые работают с использованием данного метода, отмечают тот факт, что при создании сказки они, прежде всего, ставят своей целью получение желаемого результата. Он при этом должен быть:

  • конкретным;
  • подконтрольным, то есть зависимым не от внешних обстоятельств, а от самого ребенка;
  • сформулированным в максимально позитивном виде, то есть подчеркивать, от чего следует избавляться, а к чему необходимо стремиться.

И если сама структура истории будет связана с проблемами и с жизнью маленького пациента, то это позволит эффективно сработать психокоррекционным механизмам сказки.

Сюжет повествования при директивном методе

Каков алгоритм составления психокоррекционной сказки при направленной форме работы с детьми? Прежде всего, требуется обращать особое внимание на подбор персонажей. Немаловажное значение имеет и установление между ними определенных отношений. Для максимально эффективного проведения психокоррекционной работы с детьми сказку составляют таким образом, чтобы ее герои соответствовали участникам реального конфликта. При этом специалисту понадобится установить между персонажами символические отношения, сходные с теми, которые имеют место в жизненном конфликте.

Например, основная проблема маленького пациента может заключаться в несогласованности между родителями применяемых ими методов воспитания. Папа, вполне возможно, завышает свои требования к ребенку, а мама всячески заступается и защищает свое чадо. В таком случае сказочный сюжет может повествовать о членах команды какого-либо волшебного корабля. В ее состав психолог включает строгого капитана и доброго помощника, а также неумелого молодого юнгу.

Читайте также:  Формы мышления суждение, понятие, умозаключение

Те специалисты, которые являются сторонниками директивного направления, указывают, что для того, чтобы составить интересную сказку для ребенка, понадобится предварительно выяснить увлечения и интересы маленького пациента. На них впоследствии психологу и рекомендуется опереться при создании истории. Использование понятной и близкой для малыша темы позволяет ему быстро вжиться в предлагаемый образ сказочного героя, соотнеся при этом свои и его проблемы, а также увидеть необходимый выход из конфликтной ситуации.

Например, для шестилетнего мальчика, у которого отмечен высокий уровень развития интеллекта, увлекающегося астрономией, но испытывающего значительные трудности в общении, психологом может быть придумана сказка об одинокой звездочке. Она хотела подружиться с другими звездами, но никак не могла преодолеть огромного расстояния до них.

Ненаправленная форма

Существует и менее директивный метод сказкотерапии. В его основе лежит представление о том, что каждый ребенок – это уникальная личность, по-своему воспринимающая окружающий мир. Такая психокоррекционная программа для детей ставит своей целью помочь маленькому пациенту в выявлении и осознании имеющейся проблемы. Составленная специалистом история обязательно содержит указания ребенку и на некоторые направления их решения.

Педагогом или психологом в данном случае создается особая эмоциональная атмосфера. Она направлена на поддержание всего доброго и позитивного, что есть у ребенка, признавая его право на любые чувства, но при этом выдвигая социальные требования. Например, детям указывают на то, что не следует кусаться, драться или обзываться.

Чаще всего при использовании данного направления занятия проводятся сразу с группой маленьких пациентов в составе 3-5 человек. Длительность такого курса составляет 1-2 месяца. Сказки в этом случае создаются для всей группы, так как считается, что ребенок будет воспринимать предложенную историю по-своему, взяв из нее только то, что актуально его проблеме.

Сюжет повествования при недирективном методе

Сказки при ненаправленной форме коррекционной работы составляются в виде целого цикла историй. Между собой они связаны одними и теми же персонажами. В каждой сказке герои попадают в различные приключения. Подобный алгоритм весьма удобен. Ведь ребенок быстро привыкает к постоянным героям, и ему становится намного проще сравнивать себя с ними. Помимо этого, используемый цикл историй порой включает в себя некоторые ритуальные моменты, а команды, которые переходят из одной сказки в другую, позволяют максимально эффективно руководить проводимыми сеансами.

Существуют различные типы сказок для психокоррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Дидактические сказки

Главным предназначением подобных историй является занимательная подача материала. Даже в том случае, когда психологом используются звуки, цифры, буквы, арифметические действия и прочие сложные символы, они должны быть представлены в игровой форме и быть одушевленными. Так сказочные образы начнут раскрывать смысл повествования и максимально качественно передавать необходимые знания.

Характерным признаком данного типа коррекции является применение предметной информации. Одновременно с этим начинает происходить развитие у детей творческих способностей, формируются их речевые навыки и совершенствуется мышление.

Работа с дидактической сказкой включает в себя отдельные этапы. В их числе — прослушивание и обсуждение, анализ, а также оценка сюжета. При мотивированном и систематическом применении подобного приема терапии ребенок начинает избегать типичных ошибок и добивается высоких результатов по изучаемой теме.

Сочинение дидактических сказок весьма эффективно и для пациентов подросткового возраста. Подобный прием позволяет полностью реализовать интеллектуальные и творческие ресурсы ребенка. К решению учебной задачи он начинает подходить благодаря восприятию достижения успеха, которого (как он начинает осознавать) можно добиться только после прохождения сложных испытаний.

Дидактические психокоррекционные сказки для младших школьников являются основным направлением в работе с детьми этого возраста. Специалисты отмечают, что при их использовании даже самые труднообучаемые и трудновоспитуемые дети начинают проявлять интерес к материалу.

Психотерапевтические сказки

Особенность подобных историй состоит в том, что их сюжет должен быть аналогичен проблеме, которая имеется у ребенка, но при этом не иметь с ней прямого сходства. Рассказанные истории должны предлагать решение существующей проблемы. Не зря их называют еще и сказками, способными врачевать душу.

Для какого возраста подходит использование подобного направления? Весьма эффективным оказываются такие психокоррекционные сказки для дошкольников, а также для старших детей. Применяют их и для подросткового возраста.

Виды психотерапевтических сказок

Специалисты выделяют несколько типов подобных историй. Среди них:

  1. Сказки о ребенке, очень похожем на маленького пациента. В этом случае главный герой повествования может стать другом малыша. События, которые будут происходить в истории, непременно должны быть похожи на те, которые имеют место в реальной жизни. На подобном примере дети учатся не только решать свои проблемы, но и приходить к самостоятельным выводам. Например, ребенку, не желающему заниматься гимнастикой, вполне уместно будет рассказать историю, в которой главный герой случайно подслушал разговор о пользе таких занятий. Он понял, что гимнастика способна придать ему такую энергию и силу, которые позволят добиться желаемого.
  2. Истории о маленьком пациенте. Слушая такие сказки, ребенок начнет напрямую отождествлять себя с ее главным героем. При этом педагогу или психологу понадобится включить в свое повествование некоторые элементы, напрямую перенесенные из реальной жизни. Это названия игрушек и имена друзей или любимых малышом мультяшных героев. В сказке подобного типа главный персонаж должен быть наделен теми положительными качествами, которые желательно привить маленькому пациенту. Например, невежливость может быть откорректирована поступками героя. В сказке он должен со всеми здороваться и каждому помогать. Если ребенок боится темноты, то для него полезными станут истории о маленьком персонаже, вызволяющем кого-либо из страшного и темного подземелья. По утверждениям психологов, таким образом можно добиться эмоционального восприятия истории. По истечении некоторого времени сказка начнет соотноситься с реалиями. Порой модель поведения у ребенка меняется в нужную сторону уже спустя несколько часов после проведенного сеанса. Ведь малыш начнет примерять роль главного персонажа на себя.

Функции психокоррекционных сказок

Какой цели можно добиться, рассказывая ребенку специально придуманные для него истории? Все типы сказок для психокоррекционной работы позволяют:

  1. Воспитать в маленьком человеке самые хорошие качества. Это доброта и порядочность, искренность и смелость, честность и отзывчивость.
  2. Обучить правилам поведения. Психокоррекционные сказки делают это ненавязчиво и мягко. Ведь подобные истории необходимы для того, чтобы малыш прочувствованные им эмоции грусти и радости, а также сопереживания персонажам переносил в реальную жизнь.
  3. Привить маленькому человеку извечные ценности, а также обучить его пониманию окружающего мира и тех отношений, которые существуют между людьми.
  4. Расслабить.
  5. Воспринять положительный опыт и показать модели идеальных взаимоотношений.

Те качества, которыми обладают выдуманные герои, играют в сказкотерапии лишь вспомогательную роль. При этом они помогают сформировать у ребенка необходимые черты характера. Чаще всего психологи пытаются завуалировать сюжет истории. Они делают его несколько более запутанным, чем события реальной жизни. С малышом, который должен найти выход из проблемной ситуации, специалисты разговаривают как с взрослым. Только в таком случае производимая маленьким пациентом духовная работа станет максимально эффективной.

Психокоррекционные сказки для младших школьников должны иметь сюжет, основанный на их личном интересе. В 6 лет на ребенка желательно воздействовать с помощью забавных историй, содержащих в себе увлекательные приключения. В 7 лет оптимальным вариантом явятся волшебные сказки. В этом возрасте желательно также знакомить малышей с произведениями разных авторов. В 8-9 лет детям будут особенно интересны притчи и бытовые сказки. Они с удовольствием прослушают истории, имеющие разветвленный сюжет, где помимо переживаний и чувств героев добавятся и авторские размышления.

Ссылка на основную публикацию
Сироп от кашля Аскорил при каком принимать таблетки детям, отхаркивающее средство
Аскорил Состав Состав сиропа: 10 мл сиропа содержат 100 мг гвайфенезина, 4 мг гидрохлорида бромгексина, 2 мг сульфата сальбутамола, 1...
Синтез АТФ ℹ️ состав и строение аденозинтрифосфорной кислоты, схема и пути синтеза, роль АТФ в клетк
Назовите азотистое основание входящее в состав атф Биомолекулы. Нуклеиновые кислоты Азотистые основания и нуклеотиды Hyклеиновые кислоты играют основную роль в...
Синтомициновая мазь инструкция по применению для детей при заболеваниях кожи и слизистых оболочек
Синтомициновая мазь: инструкция и отзывы Современные фармацевтические компании предлагают массу разных препаратов с антибактериальным эффектом, а мазь линимент синтомицина (Synthomycini)...
Сироп от сухого кашля взрослым
Сироп от сухого кашля взрослым — список эффективных препаратов Сухой кашель не только мучителен, он ещё и не продуктивен, то...
Adblock detector