Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе

Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здор

«Невозможно – это лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО.» (Марк Виктор Нансен)

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть – дети с особыми потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
• Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
• Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• Дети с нарушением речи (логопаты);
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• Дети с умственной отсталостью;
• Дети с задержкой психического развития;
• Дети с нарушением поведения и общения;
• Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:
• Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
• Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
• Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
• Принцип психологической безопасности.

В настоящее время в системе образования России ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии занимает интеграция. В настоящее время мир внимательно относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН (2006 г.), и в первых Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

В настоящее время реализуется концепция, в соответствии с которой человек с ОВЗ не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе, а большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится. Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка. Таким образом, существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Читайте также:  Пиосальпинкс - причины, признаки, симптомы и лечение

проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Список использованных источников
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
3. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
4. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.

Коновалова И.В, Кирбитова Л.Г., Исайчева Н.Я.

Реализация новых форм общения в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Кирбитова Любовь Георгиевна, учитель-логопед,

Коновалова Ирина Викторовна, учитель-логопед,

Исайчева Надежда Яковлевна— воспитатель,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №59 Управления образования г. Апатиты

1.Обучение диалогу детей с общим недоразвитием речи через игровую импровизацию

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция назначения речи быть средством общения. Диалог выступает как основной вид речевого общения, как наиболее простая форма устной речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности коммуникативных способностей: — трудность вступления в контакт, особенно у детей с диагнозом «алалия»; — невозможность достаточно продолжительное время контактировать с другими детьми из-за низкого уровня развития навыков самооценки и самоконтроля, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности; — нарушение общения в конфликтных ситуациях из-за того, что речь не выступает регулятором поведения;- серьезные нарушения вербального общения вследствие недоразвития речевой функциональной системы: отсутствия навыков ведения беседы, аграмматичность и упрощенность фразовой речи, бедность словаря, полиморфные нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Таком образом, недоразвитие коммуникативной способности мешает детям с тяжелой речевой патологией адаптироваться в новой обстановке, создает почву для формирования у них вторичных психических отклонений, тормозит работу по преодолению у них речевых нарушений. Поэтому одним из основных направлений формирования у детей-логопатов коммуникативных способностей становится обучение детей диалогическому общению.

Программа развития диалогического общения охватывает следующий спектр задач:

1.Освоение детьми-логопатами языка как средства общения.

2.Установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение).

4.Коррегирование в процессе обучения диалогической формы речи нарушенных у ребенка –логопата других речевых функций (лексико-грамматического строя, звукопроизношения, фонематического слуха).

5.Преодоление отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка.

Одним из эффективных средств развития коммуникативных навыков детей с ОНР может стать логопедический тре6нинг по развитию диалогической формы речи. Он проводится логопедом 2 раза в месяц с мини-подгруппой из 3-6 детей с разным уровнем коммуникативных умений. Подгрупповое логопедическое занятие преобразуется так, чтобы одновременно решать следующие задачи:- развитие умения вступать в вербальный диалог, строить ответы в соответствии с поставленным вопросом, формирование реактивного и инициативного высказывания; — активизация и закрепление словаря по разным лексическим темам, коррекция грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия;

— развитие психической и речевой активности, преодоление психического негативизма детей-логопатов; — развитие общих способностей невербального воздействия детей друг на друга, подражательного воспроизведения эмоций, обучение эмоциональной импровизации;

— преодоление эмоциональной напряженности, снятие психологических «зажимов» (страхов, неуверенности, тревожности, неадекватной самооценки); — активизация и коррекция психических процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, представлений, ассоциативного мышления и воображения). Решение этих задач достигается за счет изменения стиля взаимодействия логопеда и детей, смены его обучающей позиции на партнерскую, смещения акцентов в программном содержании, а также за счет расширения форм организации обучения (совместной изобразительной деятельности, конструирования, коллективной игры-драматизации, совместных игр-фантазий, игр-путешествий т т.п.).

Читайте также:  Кисель при гастрите 7 рецептов и правила приготовления

В структуру логопедического тренинга по развитию диалогической формы речи входят такие компоненты:

1.Разминка (игры и упражнения на развитие психоэмоциональной активности, невербальных коммуникативных навыков, артикуляционной моторики, дыхания, коррекцию психических функций).

2.Основная часть (развитие навыков разговорной (диалогической) речи в различных жизненных ситуациях.

3.Заключительная часть (снятие психоэмоционального напряжения).

Тренинги по развитию диалогической формы речи проводятся в три этапа, что соответствует трем периодам коррекционной работы в логопедической группе. Важную роль в развитии коммуникативной функции играет оформление пространства общения. В каждую разминку включается «дорожка сюрпризов», по которой, двигаясь цепочкой, дети преодолевают препятствия, встречаются со «страшилкой», перепрыгивают «болото злости», пролезают сквозь темную пещеру и т.п. Каждый свой «подвиг» они сопровождают возгласом: «Я – молодец!» или – «Я не боюсь!», «Я сделал это!» Благодаря такому приёму в сознании ребенка соединяются воедино движение-поступок-слово, снимается неуверенность в собственных силах, что особенно важно для детей с высоким уровнем тревожности. Тем более, что слова-звукоподражания: рычалки, сопелки, агукалки, включенные в «дорожку сюрпризов», доступны даже для не владеющих фразовой речью алалика. В разминку включены элементы психогимнастики: различные этюды на выражение основных эмоций и чувств. В пластическом упражнении ребенок-алалик соотносит действие с глаголом, использует звукоподражание, произносит фразу побудительного характера, выражая эмоциональное отношение к собственным действиям.

Основная часть тренинга проходит в логопедическом кабинете, где логопед с помощью особо оформленной развивающей среды – речевого лабиринта — создает различные варианты для диалогического общения детей. На модели речевого лабиринта встречаются любимые герои детских сказок, мультфильмов, телепередач, персонажи литературных произведений, даже изученные буквы. Причем, дети имеют возможность организовать их встречу по собственному желанию, и, соответственно, придумать и разыграть диалог встретившихся героев.

На втором этапе обучения диалогической речи (общение-слово), логопед может применить прием «письменной речи», который создает благоприятные условия для коррекции аграмматизмов у детей, совершенствования структуры предложения, является эффективным средством активизации сложных предложений.

На третьем этапе обучения логопед использует элементы инсценированных представлений и игр-драматизаций, в которых текст художественного произведения создает естественную канву, план для совместной деятельности, представляет готовые образцы речевых диалогов. Вместе с тем, игра побуждает детей к импровизации, позволяет черпать из сказки то, что нравится, соответствует внутреннему миру ребенка. Это легко получается в пластических этюдах, где выразительное движение ребенка сопровождается метким словом взрослого.

Итогом работы всех трех этапов должно стать формирование у ребенка умения вести диалог со сверстниками и взрослыми в любой жизненной ситуации.

Системная работа на тренинговых занятиях по развитию коммуникативной формы речи является эффективным средством активизации вербальной коммуникации, приводит к саморазвитию диалога у детей с ОНР, воспитывает в нем будущего интересного собеседника, вносит элемент радости и фантазии в мир детей.

2.Метод интервьюирования в обогащении словаря и развития коммуникативных способностей у заикающихся дошкольников

Способность общаться – это дар или то, чему нужно учиться?

Способность к общению включает в себя: желание,- «Я хочу!»; умение организовать общение — «Я умею!». (Умею слушать собеседника, умею эмоционально сопереживать, умею решать конфликтные ситуации, умею красиво говорить.) Знание норм и правил, необходимых при общении — «Я знаю, как это делать!»- всему этому ребёнок научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми педагогами, воспитателями, родителями.

И если даже одно звено из этой цепочки выпадает, у ребенка нарушается коммуникативная функция. Это как раз и происходит у детей с речевой патологией. Дети с заиканием, начиная понимать, что они «не такие, как все», часто замыкаются в себе. Помочь таким детям с проблемами коммуникативной функции речи можно многими интересными методами и приемами.

Одним из приемов обучения «языку чувств» является метод интервьюирования. Что же включает в себя этот метод, чему конкретно мы должны обучать дошкольников?

Работа по развитию коммуникативных навыков и словаря методом интервьюирования ведется поэтапно.

Первый этап: — общение на невербальном уровне, когда вместо слов дети используют жесты, мимику, пантомимику.

Второй этап формирование представлений о правилах и способах эффективного общения, включающий теоретический аспект и практическую подготовку к ведению диалога-интервью. Это очень сложный этап, ведь ребенок, чтобы начать это общение должен побороть свою неуверенность, страх речевого общения. И здесь важно внушить ребенку уверенность в своих силах. Этому поможет еще один компонент «языка чувств» — комплименты —
любезные, приятные слова, лестные отзывы о ком или о чем – либо.

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чуткость к душевным устремлениям — все это признаки душевной культуры.

К «языку чувств» мы относим и «волшебные слова», т. е. формулы вежливости, особые слова и обороты. Они выражают добрые, заботливые отношения. Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых, или, как сейчас принято говорить, через усвоение моделей поведения. Особенно хочется остановиться на культуре ведения диалога-интервью. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Читайте также:  Как варить куриную печень до готовности пошаговая инструкция

Чтобы собеседник не переспрашивал тебя в ходе беседы (напоминаем детям) нужно говорить правильно, разборчиво и четко.

На первом этапе интервьюирования ребенок общается с куклой или другой игрушкой, затем с детьми и взрослыми группы, берут интервью у родителей своих сверстников и сотрудников детского сада.

И на завершающем этапе работы берется интервью у незнакомых людей. О чем их можно спросить? Да о чем угодно, о настроении, здоровье, о том побывали ли в этом году в «Снежной деревне» и др. Тот же прием интересно реализуется через – разговор по телефону (с другом, родственником и пр.). Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия. Он помогает развивать личностные качества детей; учить преодолевать скованность; быть активным и самостоятельным собеседником; развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи; вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога; устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её, а так же аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания; овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений. «Уроки общения» помогут обогатить коммуникативный опыт каждого ребенка, и послужат своеобразной логикой развития общения.

Дети логопаты

Нарушения речи.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Ссылка на основную публикацию
Сироп от кашля Аскорил при каком принимать таблетки детям, отхаркивающее средство
Аскорил Состав Состав сиропа: 10 мл сиропа содержат 100 мг гвайфенезина, 4 мг гидрохлорида бромгексина, 2 мг сульфата сальбутамола, 1...
Синтез АТФ ℹ️ состав и строение аденозинтрифосфорной кислоты, схема и пути синтеза, роль АТФ в клетк
Назовите азотистое основание входящее в состав атф Биомолекулы. Нуклеиновые кислоты Азотистые основания и нуклеотиды Hyклеиновые кислоты играют основную роль в...
Синтомициновая мазь инструкция по применению для детей при заболеваниях кожи и слизистых оболочек
Синтомициновая мазь: инструкция и отзывы Современные фармацевтические компании предлагают массу разных препаратов с антибактериальным эффектом, а мазь линимент синтомицина (Synthomycini)...
Сироп от сухого кашля взрослым
Сироп от сухого кашля взрослым — список эффективных препаратов Сухой кашель не только мучителен, он ещё и не продуктивен, то...
Adblock detector