Что должен уметь ребенок в 4 месяца критерии развития мальчика, девочки

КАРДИОЛОГИЯ

Кардиолог в детской практике — врач, занимающийся профилактическим осмотром, диагностикой и лечением заболеваний сердечно-сосудистой системы и соединительной ткани. Консультация детского врача-кардиолога необходима для своевременного выявления у ребенка пороков сердца, ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и другой патологии сердечно-сосудистой системы.
Консультация детского кардиолога включает в себя комплексный осмотр ребенка, сбор анамнеза, оценку проведенных ранее исследований, при необходимости — назначение соответствующей терапии и контроль лечения.


» У ВАШЕГО РЕБЕНКА ОТКРЫТОЕ ОВАЛЬНОЕ ОКНО» —
такой диагноз, спустя некоторое время после рождения ребенка, слышат сегодня около 80% родителей .

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОТКРЫТОЕ ОВАЛЬНОЕ ОКНО?
У ребенка, находящегося во внутриутробном состоянии, процесс кровообращения происходит не так, как у взрослого человека, т.к. в утробе ребенок не дышит, и легкие у него не работают, все необходимые питательные вещества он получает благодаря плацентарному кровообращению. Сердечно-сосудистая система фунгкционирует благодаря трем отверстиям: овальному, артериальному и венозному. Овальное отверстие находится между правым и левым предсердиями, через него проходит кровь, минуя легкие. Поступающая через открытое овальное окно кровь питает, прежде всего, плечеголовную область, обеспечивая быстрое развитие головного мозга. После рождения, с первым вдохом малыша, начинает функционировать малый круг кровообращения. Из-за увеличенитя поступающец крови, возрастает давление в левом предсердии, и овальное отверстие закрывается специальным клапаном,как дверцей.Происходит это функциональное закрытие в первые 3-5часов жизни, а полное анатомическое закрытие, за счет срастания краев заслонки клапана и краев отверстия, через 2-12 месяцев. Иногда процесс зарастания тянется до двух лет, что тоже считается нормальным.

Но так происходит не у всех. Овальное отверстие может закрыться еще внутриутробно, что приводит к перегрузке правых отделов сердца и одновременному недоразвитию левых. Ребенок в такой ситуации погибает либо внутриутробно, либо в первые часы жизни.

У некоторых деток отверстие зарастает неполностью, или не зарастает вообще. Такое часто происходит у недоношенных детей, а также бытует мнение, что у тех детей, чьи мамы злоупотребляли алкоголем или курили. Из-за генетических особенностей, клапан, закрывающий окно, может быть немного меньше размером, чем отверстие, и не в состоянии полностью прикрыть его. Некоторые заболевания, сопровождающиеся повышением давления в правых отделах сердца, могут способствоваь незаращению овального отверстия, которое служит компенсирующим сообщением. Правые отделы сердца разгружаюся,что улучшает состояние больного. Такие ситуации возникают при первичной и вторичной легочной гипертензии, стенозе легочной артерии, аномальном дренаже легочных вен, пороках трехстворчатого клапана.

В большинстве случаев наличие открытого овального окна не вызывает серьезных беспокойств. За счет того, что давление в левом предсердии немного выше, чем в правом, клапан между предсердиями придерживается в закрытом состоянии, что предотвращает сброс крови из правого предсердия в левое. Обычно так бывает при малых размерах отверстия: до 5-7 мм. У новорожденных может происходить временное повышение давления в правом предсердии на фоне плача, натуживания, длительного беспокойства. Это сопровождается сбросом венозной крови через овальное отверстие и проявляется кратковременным цианозом (синевой). У детей старшего возратса сброс крови может возникать при приступообразном кашле, нырянии, упражнениях, сопровождающихся натуживанием и задержкой дыхания. Следовательно, таким детям не рекомендуются занятия подводными видами плавания, тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, а также выбор профессий, связанных с экстримальными ситуациями: летчики, водолазы, шахтеры.

При больших размерах овального отверстия (больше 7-10 мм) возникают нарушения, характерные для дефекта межпредсердной перегородки. Такое открытое овальное окно называют «зияющим». Ребенок должен быть проконсультирован кардиохирургом для решения вопроса об оперативной коррекции. В последнее время чаще используется закрытие дефекта через бедренную вену с помощью специального устройства — ОККЛЮДЕРА.

Одно из сильнейших осложнений, возникающих на фоне функционирующего открытого овального окна — парадоксальная эмболия. Эмболы, тромбы, пузырьки газа, кусочки опухоли, инородные тела, из правого предсердия попав в левое, и, продолжив свой путь дальше, могут достичь сосудов головного мозга и вызвать инсульт, или локализоваться в любом другом органе с развитием тромбозов и инфарктов. Часто источником эмболов является тромбофлебит нижних конечностей и органов малого таза, поэтому особого внимания требует наблюдение за течением беременности у девушек с ООО, особенно в последнем триместре.

Пороком сердца открытое овальное окно не считается. Его относят, скорее, к МАРС (малые аномалии развития сердца). Многие люди, имея такую аномалию, ведут обычный для человека образ жизни, спокойно доживая до старости. Иногда, у детей старшего возраста, с гемодинамически значимым ООО бывает утомляемость и одышка при физических нагрузках, бледность, небольшой цианоз носогубного треугольника, реже — склонность к обморокам. При этом, шум над областью сердца, может и не выслушиваться. Рентгенограмма органов грудной клетки не отличается от нормы. На ЭКГ может выявляться неполная блокада правой ножки учка Гисса ( что встречается и у абсолютно здоровых детей), реже — перегрузка обоих предсердий.
Основным методом диагностики ООО является эхокардиография (УЗИ сердца). Лучше, если аппарат, на котором проводится исследование имеет приставку цветовой доплерокардиографии. Это позволит увидеть наличие даже небольшого сброса крови через открытое овальное окно.

Наличие ООО у малышей до 2 лет — нормальное явление и, при отсутствии других заболеваний сердца, не должно вызывать беспокойство. Если окно не затянулось после 2 лет — это тоже не повод впадать в панику. Регулярные посещения кардиолога, периодическое повторение УЗИ сердца, помогут родителям не выпускать ситуацию из-под контроля и следить за размерами отверстия. У определенного процента детей оно, все-таки, зарастает полностью. Если же этого не случилось, нужно решать с врачем, что делать дальше.

Читайте также:  Стереокартинки для улучшения зрения

Развитие ребенка 4 месяца

4 месяц

Что умеет ребенок?

  • узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
  • узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
  • выводит рулады, произносит первые слоги;
  • захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
  • улавливает свое имя и реагирует на него;
  • приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
  • выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).

С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.

В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.

В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.

На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.

Забавные звуки

В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».

Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).

Осваиваем переворот

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

Игры-потешки

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.
Читайте также:  Почему чешутся ладони и что с этим делать - Лайфхакер

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленьку ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес ( волосы ),
  • Тут поляна ( лоб ),
  • Тут бугор ( нос ),
  • Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ



Раздел: Комаровский Е.О. «Начало жизни вашего ребенка»
Беременность и уход за ребенком первого года жизни.
8-я cтраница раздела

Глава восьмая
РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ,
А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫЕ «МЕЛОЧИ»,
НЕДОСТОЙНЫЕ ОТДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Если что-то не так;
о нормах и сроках;
зрение;
слух;
ваши беседы с ребенком и беседы ребенка с вами;
сидение, ползание, стояние, хождение;
слюни и зубы.

По мере того, как ребенок растет и развивается, родителей все в большей степени волнует вопрос — а такой ли наш, как все? Ужасно, если у маминой подружки имеется младенец аналогичного возраста, который чего — то там делает такое, что наш еще не делает. Сразу возникает непреодолимое желание мчаться к врачам в целях окончательного искоренения имеющихся «недостатков».

В этой связи первый совет: не тратьте время и нервы на постоянное выискивание «неправильностей» у собственного ребенка. Поверьте: действительно серьезные болезни, при которых малыш не сможет научиться ползать, сидеть или ходить, встречаются довольно редко.

Очень маловероятно, чтобы у Вашего ребенка вообще не появились зубы, чтобы он всю жизнь предпочитал есть из соски, чтобы процесс ползания доставлял ему больше радости, чем ходьба. Не суетитесь – всему свое время. Но время это, в каждом конкретном случае, индивидуально.

И не надо торопить события – все научились и Ваш научится. Вы лишь поймите главное — родители должны сделать все реально зависящее от них, чтобы оказать должное влияние на рост и развитие малыша. А это правильный уход, рациональное вскармливание, массаж, гимнастика, закаливание, свежий воздух.

И если у ребенка с рождения «что-то не так» (врожденные или наследственные болезни, родовая травма, малый вес, аллергия и т.п.), то это говорит только об одном — мероприятия, очень желательные для ребенка абсолютно нормального, при проблемах со здоровьем становятся обязательными. Потому что для слабого и болезненного ребенка нарушение описанных выше принципов ухода не просто вредно, а весьма опасно.

Слабому и болезненному невозможно прожить в условиях перегрева, без постоянного пребывания на свежем воздухе, а купание для него — мощный стимулятор, позволяющий стать таким же, как все. И витамин Д для него нужнее, и цитрусовые с шоколадом опаснее, и ковры в комнате еще более вредны.

Мне бы очень не хотелось рассказывать в этой книге про то, что и когда должно с ребенком произойти. Психика родителей, особенно начинающих, штука очень хрупкая, и я искренне боюсь, что Вы потратите свои последние нервы на изучение так называемых «норм».

Поэтому добросовестно делайте то, что зависит от Вас. А все остальное: заметить недостатки, своевременно поставить диагноз, направить на обследование или консультацию, назначить соответствующее лечение — Вы не в состоянии. Это вторая половина пути, которую может пройти только врач, но при условии, что Вы преодолеете половину первую — будете являться в поликлинику не тогда, когда захочется, а тогда, когда Вам будет назначено прийти (в месячном возрасте, в 3 месяца, в 6 и т.д.).

Еще раз обращаю внимание: если чуть-чуть «не норма» — само пройдет. Если совсем «не норма» — это не родители должны заметить, а врач. И он заметит обязательно, Вы только предоставьте ему такую возможность.

Если же, по причине болезненной любознательности, Вы все — таки пытаетесь самостоятельно определить «правильность», «своевременность» и «нормальность» малыша, помните, что нельзя подходить к ребенку с позиций математика.

Не может быть однозначных норм — сколько обязательно должен съедать, сколько обязательно должен весить, какой обязательно должен быть длины и т.д. Все перечисленное важно, но не принципиально. Гораздо важнее другое: реакции на окружающее, аппетит, сон, здоровье.

Очень многие сроки (когда начнет держать головку, сидеть, стоять, ползать) зависят от системы воспитания, то есть от родителей. Если, например, ребенок спит на животе, то головку он держит раньше в сравнении с малышом, спящим на спине.

Чем активнее проводятся массаж и гимнастика, чем прохладнее вода при купании, чем меньше в ребенке лишних килограммов (или граммов, неважно) — тем лучше развивается мускулатура, тем больше возможностей для того, чтобы своевременно сесть, поползти, встать, пойти.

Есть вещи, про которые, тем не менее, надобно кое — что знать, и мы поступим довольно просто — назовем эти вещи своими именами, обращая внимание на моменты, принципиально важные для здоровья ребенка и душевного покоя его родителей.

В целом интенсивность развития детских мозгов зависит от количества раздражителей, в них поступающих: чем больше можно увидеть и услышать, чем больше можно ощутить кожей, тем лучше. Про чувство меры Вы, естественно, не забудете.

ЗРЕНИЕ

Видеть так, как взрослые, новорожденный, разумеется, не может. Все его реакции ограничиваются тем, что от очень яркого света он жмурится и иногда поворачивает к источнику света глаза.

Уже к месячному возрасту, малыш может недолго задерживать на чем — либо взгляд и также ненадолго за этим «чем — то» следить (речь идет о секундах).

В течение последующих двух—трех месяцев возможность сопровождать взглядом движущийся предмет заметно улучшается. Вначале ребенок может следить лишь за игрушкой, которая движется в горизонтальной плоскости, но в 4 месяца уже свободно смотрит куда угодно — и вверх, и вниз, и в стороны.

Ну, а после этого возраста зрение начинает совершенствоваться очень быстро.

    Советы и рекомендации:
    1. Нельзя допускать, чтобы в детской комнате была слабая освещенность. Это приводит к задержке способности различать цвета.
    2. Игрушки должны быть большими и яркими. Цвет их тоже имеет значение: в первом полугодии жизни — оптимально желтый и зеленый, а затем, чем разнообразнее цвета, тем лучше.
    3. Для того, чтобы ребенок научился правильно видеть, не стоит в первые 3 — 4 месяца вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) — толком разглядеть он ничего не сможет, но есть риск развития косоглазия.

Новорожденный может лишь вздрогнуть при громком звуке, но способность слушать развивается очень быстро. Уже в месячном возрасте малыш отчетливо реагирует на звуки изменением поведения, перестает плакать, например. К двум — трем месяцам ребенок поворачивает голову к источнику шума, к пяти — реагирует на интонации и легко различает голоса.

Необходимо помнить, что дети очень быстро привыкают к определенному звуковому режиму. Если с момента рождения Вы будете ходить по дому на цыпочках и разговаривать исключительно шепотом, у Вас появится шанс так всю жизнь и проходить.

Это положение особенно актуально для семей, не имеющих большого числа комнат. Продолжайте жить нормально. Слушайте музыку, смотрите телевизор, разговаривайте по телефону. И Ваш малыш в течение всей своей жизни сможет спать, не просыпаясь от кашля соседа за стеной.

ВАШИ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ И «БЕСЕДЫ» РЕБЕНКА С ВАМИ

Разговаривать с младенцем надо побольше, но мама должна помнить, что нельзя целый день беседовать только с ребенком – иногда неплохо пообщаться и с мужем.

Малыш тоже «разговаривает» с Вами и сам с собой. Эти «беседы» будут поначалу носить характер криков и воплей, которые в первые месяцы жизни воспринимаются родителями однозначно – ребенку плохо.*

*[Поскольку причины плача могут быть самыми разнообразными, а воспринимается он родителями как признак болезни, будет логичным рассказать об этом попозже — в 11-й главе, посвященной заболеваниям.]

На самом же деле это не всегда так — просто другого способа «пообщаться» у ребенка нет. Месяцев с двух в крике уже прослеживаются интонации, а в 3 месяца младенец начинает гулить — чего — то себе под нос бормотать, агукать, поскуливать.

Важно с первых месяцев жизни выработать правильные реакции на детские вопли, потому что очень легко приучить ребенка к жизни на руках у родителей. Не надо при первом же писке бросаться к нему, переворачивая стулья. Нет ничего страшного в том, чтобы человек с начала жизни привык к тому, что всего хорошего надобно добиваться собственным трудом. Поверьте — ничего он себе не надорвет. А вот таская его на руках, надорветесь Вы. И если пришла пора кормить, то вполне резонно, чтобы он попищал, пока мама спокойно приготовит грудь или молочную смесь.

СИДЕНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, СТОЯНИЕ, ХОЖДЕНИЕ

Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам и сам сделает, без особой Вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый и опасный труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита.

Любые стояния и хождения по полу очень желательны босиком, никакой обуви ребенку в доме не нужно. Действуя таким образом, Вы на всю жизнь устраните проблему мокрых ног.*

*[Не надо бояться плоскостопия. Ведь на улице ребенок будет ходить в обуви, босиком — только в доме. Все это, конечно, может быть, но Вы ведь помните — то, что бывает редко, бывает очень редко.]

СЛЮНИ И ЗУБЫ

Существует народная примета: если у ребенка активно побежали слюни — значит скоро полезут зубы. Мой личный опыт эту мудрость не подтверждает. С двух—трех месяцев слюни бегут у всех, а зубы появляются, как правило, после шести.

Время появления зубов (при нормальном питании и уходе) зависит, главным образом, от наследственности, разумеется, в определенных пределах. Нет никаких оснований для беспокойства, если все абсолютно нормально, ребенку 9 месяцев, а зубов нет.

И еще один момент. Медицинская наука считает, что прорезывание зубов очень редко сопровождается развитием болезненного состояния. Но практические врачи (автор в том числе) и подавляющее большинство родителей сплошь и рядом наблюдают, как у, казалось бы, здорового ребенка вдруг ни с того ни с сего портится настроение, повышается температура, иногда начинается понос. А через 2—3 дня прорезывается зуб, и все проходит.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если у кошки пахнет моча Мир кошек
Что значит, если моча кота стала сильно пахнуть Кошки — животные, существующие при дефиците влаги. Они родом из пустынных местностей,...
Что делать, если ваш пульс беспричинно зашкаливает — МК
Пульс 150 при ходьбе ГЛАВНАЯ НОВИНКИ Новости ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСТАВКА-ОПЛАТА КОНТАКТЫ Обувь РАСПРОДАЖА Асфальтовые Внедорожники Непромокаемая на GoreTex + Зимний бег...
Что делать, если голеностопный сустав опухает и болит
Боль в стопе и лодыжке Боль в стопе и лодыжке – распространенное явление, и это неудивительно, учитывая, сколько времени мы...
Что делать, если укусила оса первая помощь в домашних условиях и лечение, чем обработать и помазать
Пошаговая инструкция: что делать, если укусила оса Находясь на природе или работая в огороде, можно столкнуться с такой неприятностью, как...
Adblock detector